Предыдущая страница Следующая страница

По Посидонию, золотой век был веком невинности человека и
временем его наибольшей близости к божественному огню. Он же
был и веком философии. Тогда люди обитали в пещерах, селились
в расселинах земли, в дуплах деревьев. Они не знали еще никаких
преступлений и не нуждались в защите никаких законов. Рассказ

Посидония о последующем прогрессе в развитии ремесел, наук и
искусств повторяет рассказ Демокрита и Эпикура о том же. Однако
одновременно с этим прогрессом в человечестве произошло, со-
гласно Посидонию, также и падение нравов. Отныне существенно
изменяется роль философов: они теперь должны воспитывать людей
посредством законов, цель которых - пробудить в каждом человеке
огрубевшего в нем и <потемневшего> демона.

Но Посидоний принимает не только традицию Гесиода и Де-
мокрита - Эпикура во взглядах на исторический процесс. Он
принимает также и учение Гиппократа о зависимости истории
человека от климата и от почвы, а также взгляд Полибия об
определяемости человека исторической средой. В конечном исходе в
повторяющихся периодически мировых пожарах погибают все воз-
можные миры и все населяющие их существа со всей их историей.

Это безнадежное историческое воззрение сочетается у Посидо-
ния с несомненным признанием исторического прогресса, проис-
ходящего в развитии ремесел, наук и искусств. Здесь Посидоний
вплотную приближается к материалистической традиции Демокри-
та и Эпикура. Однако он сохраняет при этом своеобразие собствен-
ного воззрения, которое в некоторых чертах восходит к учению о
ходе развития культуры Платона.

3. СЕНЕКА

Люций Анней Сенека был крупнейшим из стоиков Древнего
Рима. Он родился в Испании, в Кордубе (Кордова), в знатной семье
ритора Марка Аннея Сенеки, сначала сам обучался специальности
ритора, но затем - философии, в которой оказался последователем
греческого стоика Посидония. При императоре Нероне Сенека
возвысился до крупных должностей, которые дали ему возможность
составить огромное состояние, удивлявшее его современников. При
дворе Нерона он домогался подарков -деньгами, имениями, са-
дами и дворцами, проповедуя при этом бедность. Впав в опалу, он
просил Нерона взять обратно все эти подарки, говоря, что с него
достаточно его философии. Он покончил с собой (65 г. н. э.).

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna