Предыдущая страница Следующая страница

2. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ

Карнеад умер около 129 г. дон. э., оставив после себя группу
активных учеников.

Первые преемники Карнеада придерживались в основном док-
трины учителя. Самым крупным из них был сменивший Карнеада
на посту схоларха (главы школы) Клитомах. Но преемник Клито-
маха Филон из Лариссы, бежавший из Афин в Рим во время войны
с Митридатом, отклонился впоследствии от Карнеада. Он сохраняет
ряд важных положений карнеадовского скептицизма. Вместе со
всеми философами Академии, выступавшими после Аркесилая, он
отрицал стоические каталептические представления, утверждая,
будто каждому представлению, которое кажется истинным, может
быть с равным правом противопоставлено другое - ложное; согла-
шался он и с тем, что истинная сущность вещей не может быть
познана. Однако, принимая все эти положения, он разъяснял, что они
доказывают непознаваемость вещей не в том смысле понятия, какой
имели в виду стоики. Аркесилай и Карнеад защищали против Стой
истинное учение Платона: они оспаривали лишь учение стоиков о
критерии, но вовсе не отрицали познаваемость вещей как таковую.

Критику стоицизма, развитую Филоном, продолжил с еще
большей энергией Антиох из Аскалона. Направление развития
Академии после Аркесилая он считал ошибочным. Антиох стремил-
ся преодолеть борьбу философских школ, возникших на основе
учения Сократа: школы древней Академии, Ликея и Стой. Он
полагал, что различия между ними не столь существенны и могут
быть сглажены. Наследство Сократа сохранилось в них верно, и
потому общие усилия этих школ должны быть направлены на то,
чтобы выявить и отстоять их общее духовное достояние. Цель эта
должна быть достигнута в борьбе против скептицизма и эпикуреизма.

В этих воззрениях Антиоха сказалась эклектическая тенденция
его философии, которая в это время дает о себе знать и в других
школах: и в Академии, и в Ликее, и в Стое. В теории познания и
этике Антиох идет по среднему пути между учениями Академии и
Ликея, с одной стороны, и Стой - с другой. Высшей целью жизни
он провозгласил соответствие всесторонне завершенной природе
человека, которую составляют разум, душа и тело. Телесные блага -
здоровье, сила, красота - часть высшего блага и желательны сами
по себе. Душевные блага более ценны, чем телесные и внешние, а
среди душевных благ наибольшие и наиболее ценные - нравствен-
ные, так как они основываются на свободе воли.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna