Предыдущая страница Следующая страница

Стоики не различали проступков и преступлений, считали их
равными в отношении ценности. Напротив, Антиох утверждает
градацию ценности благ, откуда следовала градация дурного, а также
соответствующее этой градации распределение и оценка человече-
ских действий. Впрочем, Антиох повторяет вслед за стоиками ряд
положений их этики, в том числе утверждение, будто только мудрец
свободен, <богат> и прекрасен. Все немудрые - безумцы и <рабы>.

3. НОВОПИФАГОРЕЙСТВО.
ПИФАГОРЕЙСТВУЮЩИЙ ПЛАТОНИЗМ

В IV в. до н.э. пифагорейство перестало существовать как особая
философская школа. В последний период своей жизни Платон
воспринял в свою систему некоторые элементы пифагореизма,
которые представлялись ему наиболее значительными. Это было
учение о судьбах бессмертной души, взгляд на числа и вообще на
математические величины и фигуры как на существенные элементы
действительности, ряд космологических учений <Тимея>. При этом
учения, возникшие в пифагореизме из мистики, были введены
Платоном в широкое связное целое.

Платоновского учения в пифагорейской окраске придерживались
Спевсипп, ставший руководителем школы, и Ксенократ. Против
окрашенного пифагореизмом платонизма выступил с критикой Ари-
стотель. В дальнейшем философский успех перешел на сторону
материалистических учений: эпикуреизма и стоицизма. Учение Пла-
тона утратило влияние, и сама Академия при Аркесилае и Карнеаде
отклонилась от древнего платонизма в сторону скептицизма.

Пресечение научной традиции пифагореизма не означало, од-
нако, его конечной гибели. Пифагорейские кружки и общины, в
которых сохранялись религиозные учения пифагореизма, велась
проповедь и вершилась практика нравственно чистой жизни, продол-
жали свое существование обычно в виде тайных союзов. Это тайное
их существование длилось до поры, пока в обществе не возникла
потребность в авторитете и в догме, опирающейся на религиозное
откровение. Источником этого авторитета и догмы легко и естественно
мог стать Пифагор, память о котором давно была овеяна легендой и
который соединял обаяние и славу религиозного мудреца со славой
ученого, проникшего в тайны природы и космоса.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna