Предыдущая страница Следующая страница

На грани мира божественного и мира чувст-
Душ& человеке
венного - Душа человека. Велико ее единство

с Душой божественной. Связь эта стоит в зависимости от действий
Души в земной жизни. Как и Платон, Плотин пользуется мифами
при изображении судеб Души. Однако между ними есть и различие.
У Платона мифический образ - только покров мысли, миф остается
мифом. Плотин относится к мифам с большей наивностью: он верит
прекрасным художественным образам загробной жизни. Образы эти
были у него частью пифагорейские, частью измышленные Платоном.

Представление Плотина о загробной жизни определяется его
представлением о цели жизни земной. Цель эта - отношение от
телесности и возвращение Души к первоначальной жизни, т. е. к
той, когда Душа находилась в тесной связи с Умом и когда она
созерцала идеи. Условие достижения этой цели - совершенство
нравственной жизни. Души людей, сумевших вполне отрешиться
от всего чувственного, после смерти сливаются с божеством. При
этом исчезают все низшие психические функции и явления: вос-
приятие, память, воображение, аффекты. Если же душа не возвы-
шается до божественного, то низшие психические функции
остаются с ней и после смерти: тогда возникает ряд душепереселе-
ний. Они определяются склонностями, которые Душа проявила в
земной жизни человека. Уже Платон утверждал, что души людей,
страстно любящих пение, переселяются в певчих птиц, а души
людей с хищными склонностями - в хищных зверей. Новое состо-
яние Души соответствует ее прежним склонностям и вместе с тем
представляет собой возмездие за ее прежнюю жизнь: так, совер-
шивший беззаконие по отношению к другому должен сам претер-
петь беззаконие от другого человека.

Плотин отвергает все обычные, сложившиеся в обычной науке
и распространенные среди людей взгляды на отношение души к
телу: к понятию о Душе неприложимо, -например, никакое пред-
ставление о пространственном отношении души к телу. Душа
относится к телу, как к своему органу, через который Душа,

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna