Предыдущая страница Следующая страница

соответственно потребности, может вступать в сношения с внешним
миром. И все же связь Души с телом Плотин признавал чрезвычайно
тесной: связь эта, с одной стороны, не дает возможности развиваться
во всей полноте собственным задаткам Души, а с другой - разви-
вает в ней деятельности и отношения, которые соответствуют
особому положению Души в теле.

Существует три рода деятельностей Души. Это, во-первых,
деятельность, которая не только определяется связью души с телом,
но в которой Душа непосредственно зависит от своего тела. Таковы
низшие психические функции. Во-вторых, это деятельность, кото-
рая хотя и возможна только при условии существования Души в
теле, но в своих функциях не зависит от тела. В-третьих, это
деятельность, которая относится к Душе независимо от связи души
с телом.

К первой области деятельности Души относятся низшие волне-
ния и чувства, сопровождающиеся удовольствием или неудоволь-
ствием; субъект этих состояний - Душа и тело вместе: телу здесь
принадлежат сами движения или волнения, Душа - сознание этих
волнений.

Нечто подобное можно сказать и о чувственном желании:
предоставленное себе, тело не ощущало бы в себе желания переме-
ны, а Душа, не соединенная с телом, не испытывала бы желаний.
Только связь между Душой и телом заставляет Душу сознавать
некоторые состояния тела как желание; это те состояния, в которых
выражается его неудовлетворенность; здесь сознание принадлежит
Душе, а состояние неудовлетворенности -телу. Высшие вол-
нения - гнев, храбрость, страх и пр. Плотин также относит к этому
же второму виду деятельности. Сюда же, согласно его утверждению,
относятся и низшие функции познавательной деятельности - чув-
ства. Деятельность эта -не пассивное состояние Души, и воспри-
ятие - не просто отпечаток состояний, протекающих в теле или
вне тела: как психическое состояние, оно не может быть совершенно
пассивным, но должно быть активным состоянием.

Второй род деятельности Души хотя и обусловлен существова-
нием Души в теле, но не зависит от тела. Сюда относятся высшие
функции познавательной деятельности. Первое место среди них
принадлежит памяти. Оригинальное учение Плотина о памяти
совершенно идеалистично. Плотин, во-первых, отрицает всякое
физиологическое объяснение памяти: во-вторых, он нацело отри-
цает взгляд на память как хранительницу или вместилище пред-
ставлений. Если бы Душа была хранительницей представлений, то
чем больше было бы в ней представлений, тем больше соответст-
венно хранилось бы в ней воспоминаний. Но этому противоречит
хотя бы сравнение стариков с юными. Противоречит предположе-
нию о Душе как о хранительнице представлений также и тот факт,

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna