Предыдущая страница Следующая страница

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся уже
до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и
Души. Категории эти у Ямвлиха еще более дифференцируются и
оформляются терминологически. Так, в <Едином> Плотина Ямвлих
различает два единых. Первое из них - как у самого Плотина -
выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования.
Второе есть начало всего последующего и потому именуется не
только Единым, но и Благом. Но это различение - только начало
дальнейшего, которое принимает педантический вид строго триа-
дического построения, далеко, впрочем, не ясного. Здесь у Ямвлиха
уже выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластич-
ность, схематизм, проникающие даже в наиболее <диалектические>
его построения. У Ямвлиха эти построения густо пронизаны мис-
тикой. Согласно его учению, и <чистые умы> и <душа> - надмиро-
вые боги. Ниже их располагаются в космосе небесные боги. Они
<водительствуют> по отношению к 12 мировым сферам -земли,
воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. Число богов все увели-
чивается. Так как 12 небесных богов также образуют триады, то их
оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может
быть, ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней)
число их достигает 360.

Время Ямвлиха было эпохой, когда не только в Сирии, но и во
всей Римской империи умирающий античный политеизм вступил
в последний этап своей борьбы с надвигавшимся на него и близким
к своей окончательной победе христианством. Ямвлих, так же как
и Прокл, действовавший после него в V в. в культурном центре
античного мира Афинах, стремился провести восстановление древ-
него греческого политеизма, философски восстановить Олимп со

всеми его богами. Отсюда удивляющая нас теперь дробность ми-
фологии Ямвлиха, наличие в ней огромного сонма богов.

В своей практической философии Ямвлих также проводит линию
восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все
ее верования, все обряды и культовые действия, все предания о
чудесах, все предзнаменования и молитвы. Тенденции этой посвя-
щена антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не
направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов
и общение с ними. Добродетели моральные и политические Ямвлих
считает только низшими ступенями. Высшая - добродетель абсо-
лютного единения с богами. Задача Ямвлиха - постигнуть суть те-
ургии, мантики, жертвоприношения и молитвы. Он стремится
классифицировать все основные явления в каждой из этих религи-
озных областей.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna