Предыдущая страница Следующая страница

4. ПРОКЛ

Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма,
а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410-485).
Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали
Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона,
школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.

Но как непохожи были Афины и их философы во времена
Прокла на Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся
в школе Аристотеля интерес к развитию специальных знаний,
выдвинувший крупнейшие фигуры таких ученых, как Теофраст и
Стратон, у которых в ряде их исследований и воззрений торжествует
не только натурализм, но и доподлинный материализм, сходит на
нет, торжествует идеализм как в понимании природы, так и в учении
о человеке, в антропологии и психологии.

В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных
культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки,
научного исследования истины покидает философию, а то, что от
него остается, направляется на цели, далекие от действительного
научного знания.

В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От
него осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало
изученное. Особое место в нем занимают составляющие много сотен

страниц комментарии к труднейшим диалогам Платона и <Началам>
Евклида. Комментарии к <Пармениду> и <Тимею> Платона, а также
к его <Кратилу> далеко выходят за рамки комментирования текстов
Платона и заключают в себе систематическое изложение всех
основных вопросов и учений неоплатонизма, а также богатейшую
и разнообразную историко-философскую информацию. Метод
комментирования Платона у Прокла представляет дальнейшее раз-
витие метода Ямвлиха.

Выдающимся теоретическим сочинением Прокла было <Бого-
словское элементарное учение>. Это настоящий катехизис неопла-
тонизма в наиболее зрелом его виде. Сочинение состоит из 211

тезисов, излагающих в чрезвычайно сжатой форме всю систему
неоплатонизма, т. е. учение о Едином, об Уме, о Душе и о Космосе.
Тезисы сопровождаются пояснениями, без всяких цитат, чрезвы-
чайно сжатыми, далекими от литературных прикрас. Напротив,
чрезвычайно подробным было сочинение Прокла <О богословии
Платона>, в котором обстоятельно излагалось на основе Платона
учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих и
мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или
предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одно-
временно.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna