Предыдущая страница Следующая страница

Однако и Ум не есть, согласно Плотину, последнее высшее
начало в порядке восхождения к первичному, к превысшему. Ум
существует в себе. Но все, существующее в себе, имеет своим
предикатом Единое (e'v). Без единства нет определенности, а без
определенности нет и бытия. Если мы хотим мыслить предмет как
определенное бытие, то мы должны мыслить его как единое.

Так рассматривается вопрос о бытии предметов. Аналогично
' обстоит дело с бытием состояний и деятельностей: повсюду первым
условием определенности и бытия будет единство. Откуда же берет
начало само единство?

Так как все, согласно Плотину, созидается душой, то ею созидается
и единство, однако лишь в известном смысле. Единство - только
предикат души, а так как решительно все имеет своим предикатом
единство, то душа не может быть тождественной единству.

С другой стороны, в душе, как и во всем, существует также и
множество: множество сил, способностей и стремлений. Таким
образом, и с этой точки зрения душа не тождественна единству и
не является его источником.

Ввиду того что формы сущего душа заимствует от Ума, возникает
вопрос: не является ли для души источником единства именно Ум?
Плотин доказывает, что и это невозможно: 1) Ум -не самодовле-
ющее начало: к Уму мы возвысились от красоты, а красота зависит
от блага; 2) Ум содержит в себе множество-множество идей;
3) даже рассматриваемый сам по себе, в качестве только Ума, он
предполагает двойственность: мыслимого и мышления, предмета и
интеллектуальной деятельности. Будучи высшим, он имеет своим
предметом то, что выше его самого. Откуда же единство?

По Плотину, первоначально Единое должно быть совершенно
простым и безусловным. Все непростое состоит из простого, сле-
довательно, от него зависит и потому не может быть первоначалом.
Безусловная простота Единого не есть математическая точка: такая
точка - результат абстракции от величины, существует только в
другом и, следовательно, также не есть единое. Далее, безусловно
простое Единое не есть и общее понятие: общее понятие есть предикат,
а простое единое должно быть субъектом. Единое не может быть
ограниченным бытием. Но, будучи неограниченным, оно не есть
неограниченная величина, так как величина -всегда многое и ни-
когда не есть безусловно простое. Единое не может быть ограничено
не только ничем другим, но и самим собой, так как иначе оно было
бы двойственным: ограничивающим и ограниченным. Единое должно
быть самодовлеющим. Все многое не есть самодовлеющее, состоит из
единиц, и в нем каждая часть нуждается в целом. Напротив, Единое
первое всего, замкнуто в самом себе, самодовлеет.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna