Предыдущая страница Следующая страница

Третий момент Ума - мышление. В качестве ума Ум необхо-
димо есть мышление.

Этим трем моментам в понятии Ума соответствуют три момента
в его образовании. Для материи (вещества) ее основанием будет иное

Нечего и говорить о том, насколько это сравнение Плотина противоречит
данным и законам физики и астрофизики.

по отношению к единому. Так как Единое - безусловно единое, то
все, кроме одного, есть иное, или <инаковость>. В противоположность
Единому иное есть множественность. Сама по себе <инаковость> -
нечто безусловно неопределенное, и только обращаясь к Единому,
она впервые получает определение и впервые становится бытием.

В то время как обращение <инаковости> на Единое впервые
порождает определенность и вместе с определенностью бытие,
обращение <инаковости> на себя порождает мышление. Однако
обращение <инаковости> на Единое и на себя не следует понимать
как два различных во времени процесса. Это один и тот же акт,
и только анализ выделяет в нем его различные моменты. Мысль
может быть обращена, согласно Плотину, только на самое себя,
только к своему исходному началу. Но так как это начало получается
от Единого, то мысль, обращенная на себя, необходимо будет
обращена и на Единое.

Перед Плотином, развившим изложенное учение о первоедином
и об Уме, должны были неизбежно возникнуть вопросы: почему из
Единого возникает Ум? Каким образом из первоначально Единого
может произойти многое? Ответ на них следующий. То, что близко
стоит к совершенному, совершеннее того, что дальше стоит от
совершенства. После Единого Ум всего совершеннее, так как он
непосредственно созерцает единое. Как наиболее совершенное, Ум
ближе всего к Единому по степени единства. В Уме пребывают все
виды и все формы, не отделенные друг от друга пространством. Эти
виды и формы отличаются от высшего единства только <инаково-
стью>. Поэтому Ум следует непосредственно после Единого.

Что касается теперь множественности, то она возникает в силу
закона, согласно которому производимое всегда ниже производя-
щего. По отношению к Единому низшим является многое. Единое
есть всюду и вместе с тем нигде. Поскольку оно всюду, оно позволяет
возникнуть многому, поскольку оно нигде, оно не есть та множе-
ственность, которая впервые должна произойти из самого Единого.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna