Предыдущая страница Следующая страница

Так как Ум - высшее совершенство после Единого, то Уму
принадлежит и высшее единство. В нем не могут происходить
никакие логические действия. Мышление Ума не может протекать
в форме силлогизмов. Как чистая мысль, Ум может созерцать только
истинное. Он не подвержен никаким ошибкам, и о нем нельзя
заключать по аналогии с нашим человеческим умом.

Вместе с бытием в Уме появляется возможность категорий. Как
сущее, Ум подлежит всем категориям. Он подлежит категории
движения, так как Ум есть мышление, и подлежит категории покоя,
так как его мышление утверждается в понятиях, которые всегда
остаются неизменными. Ум есть иное, так как в нем имеется многое,
и он есть тождество, так как во всем своем содержании он остается
тем же самым. Поскольку в Уме заключаются все эти категории, к
Уму применима категория количества. Поскольку же в Уме разли-
чаются его идеи, Ум подлежит категории качества.

Постоянно определяясь первоединым, Ум производит множе-
ство идей, или <умов>. Все категории Ума приложимы также и к
идеям, сущность идей та же, что и сущность Ума.

Подробности отношения между Умом и идеями у Плотина
неясны. Ум определяется как сила, составляющая основу идей, а
идеи - как энергия (или как возможность и действительность). Но
вместе с тем Ум определяется как целое, а идеи - как части целого,
и отношение между Умом и идеями разъясняется как отношение
между родом и видами рода.

В то время как у Платона идеи рассматриваются как первообразы
вещей чувственного мира, его сознательные образцы, у Плотина
идеи и Ум - скорее действующая причина по отношению ко всему
остальному.

Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина. Душа. Она
так относится к Уму, как Ум к Единому. В то время как Ум есть
обращение на самого себя, Дуя1а есть обращение во вне. В то время
как Единое и Ум остаются безусловно неподвижными, Душа обла-
дает движением.

С одной стороны, Душа обращена к высшему началу, созерцает
высшее начало и действует по закону этого высшего начала. С
другой, она частично погружается в порядок мировой жизни,
является бессознательным активным началом, осуществляет перво-
образец на материи. Находясь на грани божественного Единого и
естественного множественного, Душа в силу природной необходи-
мости соприкасается с обоими. Но и погружаясь в чувственный
мир, она остается вечным и божественным началом, созерцающим
высшее. Душа находится посредине между безусловной неделимо-
стью истинно-сущего и безусловной делимостью чувственного бы-
тия. Она делима лишь в отношении к телу, но сама по себе остается
неделимой, относится ко всем частям тела: она вся целиком в глазе,
в ухе, во всем теле.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna