Предыдущая страница Следующая страница

В истории философии Нового времени Гераклит, естественно,
привлекал к себе внимание тех философов и историков философии,
которые высоко ценили диалектику. Привлек он к себе внимание
и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни
одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в

собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит
в основных принципах своей философии - материалист, выводит
все из огня, а Гегель - идеалист и выводит все сущее из абсолютной
идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно
говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.

В середине XIX в. в Германии известный деятель рабочего
движения Фердинанд Лассаль написал большую монографию о
Гераклите. Основная тенденция Лассаля в его толковании Герак-
лита была ошибочна. Она состояла в том, что Лассаль попытался
превратить Гераклита в Гегеля древнего мира, подвести положения
наивной диалектики и наивного материализма Гераклита под уче-
ния идеалистической диалектики Гегеля. Это стремление Лассаля
было ошибочным, во-первых, потому, что Лассаль хотел превратить
наивного материалиста, каким был Гераклит, в идеалиста; во-вто-
рых, потому, что, сближая диалектику Гераклита с диалектикой
Гегеля, Лассаль искал в далеком прошлом такие черты диалектики,
которые в этом прошлом еще не могли возникнуть.

2. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

Элейской школой называется древнегреческая философская
школа, учения которой развивались начиная с конца VI в. вплоть
до начала второй половины V в. до н.э. тремя крупными филосо-
фами - Парменидом, Зеноном и Мелиссом.

Два первых - Парменид и Зенон - жили в небольшом италий-
ском городе Элея, а третий - Мелисс - был уроженец далекого
от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выра-
ботаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то
школа в целом и получила название элейской.

Первым по времени деятелем и корифеем
*P^^^^°^л     школы был Парменид (родился около 540 г.
до н. э.). Имеются сообщения, будто родоначальником элейской
школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. Во всяком
случае в учениях Ксенофана и Парменида есть ряд общих положе-
ний: мысль о единстве и о неподвижности истинно сущего бытия.
Однако, по-видимому, Парменид в гораздо большей степени, чем
Ксенофан, был связан с кругом пифагорейцев; в молодости, а может
быть, не только в молодости Парменид разделял некоторые воззре-
ния пифагорейцев и орфиков.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna