Предыдущая страница Следующая страница

Тезис Парменида может показаться совершенно отвлеченным,
умозрительным. Но это не так. Тезис этот в философии Парменида
имел вполне конкретный, а именно физический и космологический
смысл. Согласно Пармениду, <небытие> -то же самое, что пусто-
та, пустое пространство. Стало быть, когда Парменид утверждает,
что небытия нет, это означает в его устах, что в мире нигде нет
пустоты, нет ничем не заполненного пространства, нет простран-
ства, отделенного от вещества.

Поэтому, когда Парменид говорит: <Одно и то же есть мысль и
то, о чем она мыслит>,-то утверждение это необходимо понимать
прежде всего в его физическом и космологическом смысле: неверно
думать, говорит Парменид, будто в природе может существовать
пустота; мир -сплошная масса вещества, или шаровидное тело.
Существует только бытие как лишь сплошь заполненное веществом
пространство, и это бытие сферично, имеет форму шара (<сфайра>
по-гречески - шар).

Из невозможности пустоты и из совершенной сплошной запол-
ненности пространства веществом получался вывод: мир един, в
нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. По

истине существует только единство, множества нет. В природе нет
никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или
пустот, отделяющих вещи одну от другой, а следовательно, никаких
отдельных вещей.

Учение это было направлено против пифагорейцев. Мы уже
показали, что именно Пифагор и его ученики утверждали сущест-
вование пустоты. Правда, пустота пифагорейцев еще не была
абсолютной пустотой атомистов, она скорее походила на воздух. Но
все же пифагорейцы утверждали реальное существование этой
воздухообразной пустоты, со всех сторон обнимающей мир. По их
учению, живое шаровидное тело мира дышит, втягивает в себя
пустоту извне. В результате мир разделяется на обособленные вещи,
которые и отделяет одну on другой пустота. Именно против этого
представления и направлено элейское отрицание пустоты и мно-
жества.

Из этого отрицания следовал и другой вывод - в отношении
познания. Если по истине мир един, если в нем нет никакого
множества и никаких отдельных частей, то отсюда вытекало, что
множество, как будто удостоверяемое нашими чувствами, есть на
самом деле только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам
чувствами, не истинная, иллюзорная.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna