Предыдущая страница Следующая страница

Не удивительно потому, что Парменид и Зенон могли стать
философами, в какой-то мере враждебными философским и науч-
ным результатам греческих малоазийских школ материализма и
материалистической диалектики. Уже ранний пифагореизм заклю-
чал в себе элементы, расходившиеся с воззрениями первой школы
древнегреческого материализма. Таковы учение пифагорейцев о
переселении душ, наклонность к мистицизму, в частности к мис-
тическому пониманию природы души.

Но Парменид и Зенон только отчасти опирались на учения
пифагореизма. В своей полемике они использовали также некото-
рые слабые черты и стороны самого античного материализма.

Одну из таких слабых черт составляла созерцательность антич-
ного материализма, в частности отсутствие в древнегреческой науке
эксперимента, а также незнание критерия практики.

По крайней мере отчасти развитая Парменидом метафизическая
характеристика бытия основывалась на недоверии к той картине
мира, которая доставлялась чувствами, и на убеждении в превос-
ходстве ума над ощущениями.

Недоверие это имело известные основания. Наблюдения пока-
зывали, что чувства способны порой нас обманывать. Однако еще
не существовало экспериментальных средств, при помощи которых
можно было бы внести коррективы в эту картину. Оставалось только
обратиться к умозрению. Но в области умозрения, не контролируе-
мого экспериментом, возможны были самые различные пути и
направления. Парменид и за ним его продолжатели пошли по пути
метафизическому. Показания чувств они отвергли как иллюзию, как
обман. Они стали утверждать, будто чувства-способны породить не
достоверные знания, а только недостоверные и колеблющиеся

<мнения> (So^ocl) смертных. Только ум ведет к достоверной и
незыблемой истине.

И все же даже эти недостоверные, добытые на основе чувств и
ощущений <мнения> смертных необходимо знать. Поэтому фило-
софская поэма, в которой Парменид изложил свое учение, была

разделена им на две части: в первой излагалось достоверное учение
истины, во второй - недостоверное учение мнения. В этой второй
части, возможно, Парменид излагал не собственное учение о при-
роде физических процессов и явлений, а гипотезы физики пифа-
горейцев, распространившиеся тогда в греческой части Италии
посредством устной традиции. Но изложение их не было простым
повторением. В физику пифагорейцев Парменид внес ряд значи-
тельных изменений. Из них основное состояло в отрицании реаль-
ного существования пустоты.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna