Предыдущая страница Следующая страница

заметил самого вопроса, или потому, что, заметив его, Парменид
считал его слишком трудным для решения.

В своем учении об истине и во взгляде на познание Парменид
пришел к выводам, которые, с точки зрения обычного восприятия
наблюдаемых явлений, казались чрезвычайно парадоксальными.
Наблюдение, опирающееся на внешние чувства, показывает мно-
жественность вещей окружающего нас мира. Напротив, Парменид
отрицает мыслимость множественности. Множественность сущест-
вует только для чувств. Однако чувства не дают нам истинной
картины мира. Для мысли, для ума мир представляется как стро-
жайшее единство.

Далее. Для чувств все вещи, находящиеся в мире, представля-
ются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими
и погибающими. Но, согласно учению Парменида, и это только
иллюзия чувств. Истинная картина мира открывается и удостоверя-
ется только умом. Картина эта состоит в том, что мир тождествен,
не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен,
неподвижен. Именно этот тезис о неизменности и неподвижности
мира сделал Парменида родоначальником античной метафизики и
антагонистом диалектики Гераклита.

И с точки зрения обычного восприятия, и с точки зрения
физики, разработанной пифагорейцами, мир состоит из отдельных
вещей, отделенных одна от другой пустыми промежутками. Однако
и здесь Парменид утверждает, что это не достоверная картина мира,
а иллюзия, порождаемая обманчивыми чувствами. Напротив, воз-
зрение, открывающееся уму, требует признания, что пустота, т. е.
пространство, отделенное от тел, от вещества, не существует, невоз-
можно. Пространство неотделимо от вещества.

Ко всем этим положениям, крайне парадоксальным с точки
зрения обычного чувственного восприятия и наблюдения, Парме-
нид присоединил еще одну мысль, которая его современникам
должна была представляться чрезвычайно новой и трудной для
усвоения. А именно: Парменид пытается установить строгое разли-
чие и даже противоположность между истиной и мнением, между
знанием совершенно достоверным и знанием, о котором можно
сказать, что оно всего лишь не лишено вероятности, есть лишь
правдоподобное предположение.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna