Предыдущая страница Следующая страница

И Аристотель отвечает: <Соединение [у них] должно быть вроде
того, как стена [сложена] из кирпичей и камней. И эта смесь будет
[состоять] из не подверженных гибели элементов, небольшими
частями лежащих друг возле друга> [там же]. Аристотель далее
поясняет, что такого рода соединением является, например, мясо
и всякая другая вещь. Другими словами, Эмпедокл распространяет

свое понимание генезиса на образование тел не только неоргани-
ческой, но также и органической природы.

Развивая эту мысль, Эмпедокл высказал чрезвычайно важную
догадку, важную,-несмотря на наивную форму, в какой она была
им высказана. Он говорит, будто тела образуются по характеру
четырех элементов в разных пропорциях. Например, нервы в телах
животных и человека образуются из земли и огня в соединении с
двумя частями воды. Ногти животных возникают из нервов, которые
охлаждаются на поверхности под действием воздуха, кости - из
двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня и т. д.
[см. 51. 434; 35. Т. II. С. 162].

Здесь важно не конкретное содержание этой гипотезы, способ-
ное лишь вызвать улыбку, а догадка о том, что тела возникают из
элементов при определенных количественных отношениях. Что
именно таков был принцип объяснения у Эмпедокла, видно из
свидетельства Аристотеля. В трактате <О частях животных> (в 1-й
главе 1-й книги) Аристотель пишет, что, согласно Эмпедоклу,

<сущность и природа есть количественное отношение> [De part. an.
A I, 642a 17; 35. Т. II. С. 162]. Эта его мысль раскрывается, по
Аристотелю, например, в определении, что такое кость. А именно
Эмпедокл говорит, что <кость> не есть ни какой-либо один из
элементов, ни два, ни три, но <закон смеси их> [там же].

По-видимому, в своих исследованиях Эмпедокл касался и воп-
роса о характере процесса, посредством которого происходит обра-
зование физических тел: неодушевленных и одушевленных.

Позднейшие греческие философы-идеалисты упрекали Эмпе-
докла за то, что он слишком подчеркивал роль случайности в
процессе образования тел и вместе с тем отрицал целесообразность
в процессе генезиса вещей. Но даже идеалисты, в том числе Платон,
вынуждены признать, что у Эмпедокла наряду с мыслью о случай-
ности происхождения элементов была и мысль о природной необ-
ходимости этого процесса. По разъяснению Платона, Эмпедокл и
его последователи утверждали, будто <огонь, вода, земля и воздух -
все это... существует от природы и случая; искусство здесь ни при
чем; в свою очередь и последующие тела - это касается Земли,
Солнца, Луны и звезд - произошли через посредство этих перво-
основ, совершенно неодушевленных. Эти первоосновы носились
каждая по присущей ей случайной силе, и там, где они сталкивались,
они как-то друг к другу прилаживались: теплое к холодному, сухое
к влажному, мягкое к твердому...> [Leg. X, 889 В; 41. Т. 14, 2.
С. 127].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna