Предыдущая страница Следующая страница

гой раз оно вовсе не может проникнуть через узенькие поры. Теория
эта, грубо механическая и вместе наивная, заключает в себе, однако,
зерно глубокой мысли. Она представляет замечательную для того
времени попытку вывести специфические особенности отдельных
видов чувственного восприятия из строения телесных органов.

Эту гипотезу Эмпедокл применяет, в частности, к объяснению
зрительных восприятий. Он полагает, что внутри глаза находится
огонь - точка зрения не столь уж удивительная, если учтем, какую
роль огонь, в качестве основного вещества, играет в <Физике>
Эмпедокла. Вокруг огня, помещающегося в глазе, располагаются,
наподобие оболочек, земля и воздух.

Учение Эмпедокла об устройстве глаза дошло до нас в передаче
Теофраста, крупнейшего ученого школы Аристотеля. Исследуя
текст Теофраста, знаток греческой доксографии Герман Дильс
пришел к обоснованному выводу, что в гексте этом есть пропуск и
что, согласно Эмпедоклу, вокруг огня, занимающего внутренность
глаза, располагаются не только земля и воздух, но и вода. В самом
деле: в продолжении текста Теофраста мы читаем, что огонь легко
может пройти внутри глаза через землю и воздух, подобно свету в
фонаре и что поры огня и воды расположены внутри глаза попере-
менно [см. 51. С. 500).

Из теории зрения Эмпедокла выясняется его взгляд на отноше-
ние между субъективным и объективным в ощущении. В зрении
Эмпедокл видит результат истечений двоякого рода: одни направ-
ляются от видимого предмета к глазу; другие, напротив, от глаза к
рассматриваемому предмету.

Тексты Эмпедокла по вопросам теории познания немногочис-
ленны, но заслуживают внимания.

По-видимому, уже Гераклит ставил вопрос об отношении между
ощущением и умом. Эмпедокл также обнаруживает интерес к этому
вопросу, а в решении его опирается на свою теорию чувственного
восприятия. Как при восприятии мы воспринимаем подобное по-
добным же, как и вообще знание, по убеждению Эмпедокла,
возникает из подобных начал, а незнание - из неподобных. Отсюда
Эмпедокл выводит, что мышление -то же, что и ощущение, или,
во всяком случае, нечто сходное с ощущением.
В одном из стихотворных отрывков Эмпедокла читаем:

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna