Предыдущая страница Следующая страница

Имеется в виду не знаменитый историк Фукидид, а аттический
государственный деятель, вождь аристократической партии, носивший также имя
Фукидида.

придерживавшаяся в политических вопросах проперсидской ори-
ентации). Это было тяжелое политическое обвинение. Тот же
писатель даже сообщает, будто Анаксагор был заочно приговорен
к смертной казни [49. Lib. III. С. III. P. IX].

Уже около начала Пелопоннесской войны между Афинами и
Спартой Диопиф внес предложение считать государственными
преступниками тех, кто не почитает богов по установленному
обычаю или кто научным образом объясняет небесные явления.
Плутарх сообщает, что это предложение было направлено против
Перикла, так как имело в виду обвинение Анаксагора.

Анаксагор - яркий представитель того взгляда на науку и фи-
лософию, который становится типичным для греческих мыслителей
во времена развития зрелой формы рабовладельческого обществен-
но-политического строя. Отделение умственного труда от физиче-
ского, бывшее результатом рабовладельческого способа
производства и рабовладельческих отношений, привело в конечном
счете к чисто созерцательному пониманию задач знания и в особен-
ности знания философского. Ряд древних авторов, согласных между
собой в информации об Анаксагоре, утверждает, что этот философ
целью философской жизни считал теорию, созерцание. <Анаксагор
Клазоменский говорит, что целью познания является теоретическое
познание и проистекающая от него свобода> [35. Т. III. С. 130]. Еще
более выразительно свидетельство Аристотеля: в своей <Этике
Никомаха> он рассказывает, что <Анаксагора, Фалеса и им подо-
бных называют мудрецами, а не практиками> (Eth. Nic. VI, 7, 114в;
3; 44. С. 113].

Несомненно, Аристотель допускает здесь историческую неточ-
ность. Современную ему и в особенности свойственную ему самому
точку зрения он переносит в далекое прошлое; он распространяет
на Фалеса взгляд, который, по-видимому, действительно был ха-
рактерен для Анаксагора, но который не был еще возможен во
времена Фалеса: первые греческие философы, жившие в Милете в
эпоху еще не достигших зрелости рабовладельческих отношений и
еще не зашедшего далеко отделения труда умственного от физиче-
ского, не столь резко противопоставляли теорию практике, мыш-
ление и созерцание действию. Фалес, как мы видели, соединял
широкий размах и глубину теоретической пытливости с энергичной
и многосторонней практической деятельностью - политической,
технической, инженерной и т. д.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna