Предыдущая страница Следующая страница

Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и
подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также
объясняет, почему их так называют: <Ибо видят, что они не пони-
мают собственной выгоды; про их знание говорят, что оно <чрез-
вычайно> и <удивительно>, <тяжело> и <демонично>, но бесполезно,
так как они не доискиваются того, что составляет благо людей [Eth.
Nic. V, 17, 114в 3; 12. С. 113].

А в другом своем этическом трактате - в <Этике Эвдема> -
Аристотель сообщает: <Рассказывают, что когда кто-то, находив-
шийся в... тяжелом положении, спросил Анаксагора, ради чего
лучше родиться, чем не родиться, последний сказал; <...чтобы
созерцать небо и устройство всего космоса> [Eth. Eud. 14, 1215в 9;
35. Т. III. С. 130].

Учение
о гомеомериях

Может быть, отголосок этого взгляда Анаксагора -910-й фраг-
мент не дошедшей до нас трагедии афинского поэта Еврипида,
бывшего, по некоторым сообщениям, учеником Анаксагора. В нем
мы читаем следующее: <Кто, счастливец, изучил историю, не уст-
ремляя всего внимания ни на несчастия граждан, ни на несправед-
ливые деяния, но замечал [лишь] неувядающий порядок
бессмертной природы> [35. Т. III. С. 130].
Впрочем, вряд ли созерцательный подход к
задачам знания мог достигнуть у Анаксагора
полного отделения теории от практики. Воз-
никшая из потребности решения практических задач, греческая
наука даже во времена восторжествовавшего созерцательного пони-
мания знания сохраняла еще следы своей первоначальной связи с
практикой. У Анаксагора эта связь может быть ясно прослежена на
его математических исследованиях. По всем имеющимся данным,
Анаксагор был выдающимся математиком и посвящал этой науке
много упорного и увлеченного труда. Даже находясь во время своего
процесса в тюрьме, он занимался там проблемой квадратуры круга.
Но в то же время теоретические исследования Анаксагора имели в
виду и практическое применение добытых в теории результатов.
Сохранились сведения о том, что Анаксагор разрабатывал вопросы
перспективы в их приложении к технике театральных постановок.
В это время в Греции блестящее развитие получает искусство
трагедии и комедии. Вводятся на сцене декорации, и в связи с этим
возникает вопрос об условиях перспективы, необходимых для до-
стижения оптической иллюзии реальности. Анаксагор трудился над
вопросами перспективы именно в этом аспекте.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna