Предыдущая страница Следующая страница

Если это так, то мы можем вывести заключение, что считать
Анаксагора идеалистом лишь ввиду его учения об <уме> нет доста-
точных оснований. Во всяком случае преобладающая тенденция
учения Анаксагора материалистическая. Но в это материалистиче-
ское учение вторгается гипотеза о движущей силе, наделенной
некоторыми свойствами духа.

Мы ограничимся лишь сжатой, но содержа-
°^°'"°""     тельной характеристикой учения Анаксагора о
мироздании у Ипполита, раннего христианского писателя. В очерке
Ипполита, почерпнутом из очень надежного источника - из Те-
офраста, знатока физических и философских учений ранних грече-
ских философов, мы читаем: <После него [Анаксимена] является
Анаксагор Клазоменский. Он высказал [учение], что начало все-
ленной -ум и материя, ум - [начало] производящее, материя -
[начало] страдательное> [51. С. 561; 35. Т. III. С. 133.].

Теофраст явно понимает учение Анаксагора как дуалистическое.
<Дело в том, что когда все было вместе, вмешался [по Анаксагору],
ум, который, разделив, привел (все] в порядок. Материальных же

начал [по мнению Анаксагора] бесконечное (число], причем те из
них, которые более малы, он называет бесконечными. Все [вещи]
участвуют в движении, причиной которого является ум; {благодаря
этому движению] подобные [вещи] соединились. И небесный по-
рядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное,
холодное и [вообще] все тяжелое собралось в середине; из затвер-
дения их возникла земля. Противоположное же им - теплое, свет-
лое, сухое и легкое - устремилось в верхнюю часть эфира. Земля
же имеет плоскую форму и пребывает в воздухе по причине (своей]
величины, [во-вторых] вследствие того, что нет вовсе пустоты и
[наконец] ибо воздух, обладая весьма большой силой, в состоянии
носить держащуюся на нем Землю> [там же].

Мы видим здесь у Анаксагора явное возвращение к гипотезе его
учителя Анаксимена. Именно Анаксимен учил о том, что светила,
в том числе Земля, плоские и что поддерживаются они воздухом, в
котором парят, наподобие того, как осенью иногда парят листья,
слетевшие с деревьев. Очевидно, Анаксагор не только формально
был учеником Анаксимена, но по крайней мере в своем астроно-
мическом и физическом учении усвоил некоторые его воззрения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna