Предыдущая страница Следующая страница

Едва ли не сильнее всего мысль Сократа о решающем значении
определения понятия для этического поведения человека выражена
в диалоге Платона <Протагор>. Мысль эту развивает здесь не кто
иной, как сам Сократ, выведенный в числе действующих лиц
диалога. Сократ в <Протагоре> - несомненно не просто литератур-
ная маска. Диалог написан в то время, когда точка зрения Сократа
была и точкой зрения Платона. В одном месте диалога рассматри-
вается вопрос, есть ли в знании сила, способная руководить людьми.
Вопрос этот Сократ формулирует чрезвычайно четко: <Ну-ка, Про-
тагор, открой мне вот какую свою мысль: как относишься ты к
знанию? Думаешь ли ты об этом как большинство людей, или иначе?
Большинство считает, что знание не обладает силой и не может
руководить и начальствовать... Несмотря на то, что человеку не-
редко присуще знание, они полагают, что не знание ими управляет,
а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда
скорбь, иной раз любовь, а чаще -страх... Таково ли, примерно,
и твое мнение о знании, или ты полагаешь, что знание прекрасно
и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее
и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе., чем велит знание,
и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку?> [Протагор. 352
ВС]. Особенно большой ошибкой Сократ считает ошибку большин-
ства людей, утверждающих, <будто многие, зная, что лучше всего,

< ^
^^ ^

не хотят так поступать, хотя бы у них была к тому возможность, а
поступают иначе> [там же. 352 D].

В ходе развития диалога Сократ вынуждает своих оппонентов,
которым он возражает от своего имени и от имени Протагора,
признать смехотворным их утверждение, <будто нередко человек,
зная, что есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки
совершает его> [там же. 355 А]. Сократ полагает, что во всех случаях,
когда перед действующим или определенным к действию человеком
возникают альтернативы, выбор производится на основе знания. <Тут
во всяком случае речь идет о знании> [там же. 357 С]. И наоборот,
те, кто ошибается в выборе между благом и злом, <ошибаются по
недостатку знания> [там же. 357 D]. А ошибочное действие без
знания совершается <по неведению> [там же. 357 Е]. В конце диалога
Сократ, начавший с утверждения, будто добродетели нельзя нау-
чить, приходит к противоположному утверждению, что <все есть
знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество> [там же.
361 В].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna