Предыдущая страница Следующая страница

Вслед за Ксенофонтом и Платоном на тесную связь между
этическим учением Сократа и его диалектикой - с центральным
для нее учением об определении понятия - указал Аристотель.
Связь эту Аристотель подчеркнул, желая, по-видимому, выделить
исконно принадлежащее Сократу в его нравственном учении, а
также попутно выявить сократовские элементы учения Платона.

<Так как Сократ,-сообщает Аристотель,-занимался исследова-
нием этических вопросов, а относительно всей природы в целом
его совсем не вел, в названной же области [этической], искал
всеобщего и первый направил свою мысль на общие определения,
то Платон, усвоивши взгляд Сократа... признал, что такие опреде-
ления имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи,
ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувствен-
ных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя ука-
занным путем, он подобные реальности назвал <идеями>, а что
касается чувственных вещей, то о них [по его словам] речь всегда
идет отдельно от <идей> и [в то же время] в соответствии с ними,
ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одно-
именным [сущностям]> [Met. 1, 6, 987в I-10; 4. С. 29].

Впоследствии в трактате <О частях животных> Аристотель на-
помнил, что в эпоху Эмпедокла <о сути бытия> и об определении
сущности не имели понятия, и коснулся этого впервые Демокрит
<не как необходимого для рассмотрения природы, а просто будучи
приведен к этому самим делом> [О частях животных. 642 А, 27-28].
<Во времена Сократа,-продолжает Аристотель,-это направле-
ние возросло, а исследование природы остановилось и люди фило-
софствующие обратились к полезной для жизни добродетели и
политике> [там же. 642 А, 28-31].

Таким образом, Аристотель примыкает к тому взгляду на роль
Сократа в разработке диалектики, которого придерживались Ксе-

нофонт, Платон и школа Платона. Сократ для него, как для
Ксенофонта и для членов Академии,- основатель философии по-
нятий, первый философ, признавший, будто <сущность> вещи коре-
нится в понятийном всеобщем. Источником платоновской теории
<идей> Аристотель считает указанные Сократом приемы установления
общих определений. Из <физиков> (натурфилософов) до Сократа
<слегка подошел к этому> только Демокрит, давший определение
теплого и холодного. Еще раньше это делали для немногих вещей
пифагорейцы, поставившие свои понятия в связь с числами.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna