Предыдущая страница Следующая страница

стью вокруг осей, наклоненных друг к другу под некоторым углом.
Гипотеза Евдокса предполагала центральное положение Земли в
мире, но вскоре и это воззрение было оставлено и заменено первым
в истории науки учением, помещающим Землю подобно другим
светилам на одной из концентрических сфер, обращающихся вокруг
центрального огня, занявшего место Земли. Между центральным
огнем (невидимым с Земли) и Землей было предположено сущест-
вование также невидимой с земного шара <противоземли> - отча-
сти для объяснения затмений, отчасти для дополнения числа светил
и их сфер до десяти, так как десять считалось у пифагорейцев особо
важным числом. Жители Земли, обитающие на стороне земного
шара, противоположной как <противоземле>, так и центральному
огню, получают свет не прямо от центрального огня, а в отраженном
виде от Солнца и Луны. Движение Земли двойное: вокруг оси и
центрального огня.

Длительные и углубленные многолетние занятия астрономией
связывались у пифагорейцев с занятиями музыкальной акустикой,
необходимыми ввиду важной роли, которую музыка играла в сис-
теме воспитания. В этой области пифагорейцы открыли, что гар-
монические созвучия октавы, квинты и кварты обусловлены
числовыми отношениями и что при одинаковом натяжении струн
высота тона обратно пропорциональна длине звучащей струны. На
аналогии между этим отношением и отношением скоростей дви-
жения планет к их расстояниям пифагорейцы построили совершен-
но фантастическое, но тем не менее разделявшееся еще в XVII в.
Кеплером учение о музыкальной гармонии движущихся небесных
сфер. Таким же фантастическим и произвольным оказалось учение
пифагорейцев о периодической повторяемости всех состояний и
событий, происходящих в мире. Учение пифагорейцев о душе
принадлежит к той части философии, в которой пифагорейцы всего
теснее примыкают к древним мистическим религиозным представ-
лениям первых основателей союза. Напротив, в области пифаго-
рейской медицины выделился врач из Кротона Алкмеон (V в. до
н. э.) как один из корифеев античной науки. Алкмеон рассматривал
состояние здоровья как гармоничное сочетание качеств влажного
и сухого, холодного и теплого, сладкого и горького, а состояние
болезни - как возобладание какого-либо одного из них. Порази-
тельны физиологические догадки и открытия Алкмеона: он устано-
вил, что орган душевных и мыслительных процессов -не сердце,
как полагали до него, а мозг, установил различие между способно-
стью к восприятиям, свойственной и животным, и способностью к
мышлению, принадлежащей только человеку, а также показал, что
ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединя-
ющих органы чувств с мозгом. Ему же принадлежат попытки
физиологического объяснения чувственных восприятий, например,
зрения. В правилах практического поведения, в определении норм
этики пифагорейцы руководились главным образом представлени-

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna