Предыдущая страница Следующая страница

Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число
атомов во вселенной, но и число возможных для различных атомов
форм, т. е. их фигур, очертаний. Существуют атомы самой различ-
ной формы: шаровидные, пирамидальные, неправильной формы,
крючковатые и т. п. Число этих различных форм бесконечно.

Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не
могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемо-
сти этих форм, а только логическим. Таким логическим доказатель-
ством атомисты считали отсутствие достаточного основания для
утверждения, будто число атомных форм ограничено: они утверж-
дают, сообщает Симплиций, что число форм у атомов бесконечно
разнообразно <по той причине, что оно нисколько не больше такое,
чем иное> [цитата из Демокрита у Дильса (50. II. S. 23); 36. С. 226].

Это учение - новый и вполне оригинальный способ решения
естественнонаучной и философской проблемы, которая была по-
ставлена перед греческой мыслью элейцами с их учением, согласно
которому истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать.
Левкипп и Демокрит (так же, как Эмпедокл и Анаксагор) согласны

с этим тезисом, но вместе с тем борются против воззрений элейцев,
отрицавших мыслимость множества и мыслимость движения. Необ-
ходимо построить - такова идея Левкиппа и Демокрита - учение
о природе, которое, принимая основной тезис элейцев о невозмож-
ности для истинно сущего бытия ни возникать, ни исчезать, в то
же время отбросило бы ложные предпосылки элейского учения и
признало бы не только чувственно воспринимаемую реальность
движения, но также и его мыслимость, а также реальность и
мыслимость множества. Мы видели выше, что Эмпедокл пытался
решить эту задачу, разработав гипотезу о четырех <корнях всех
вещей> и о двух силах, которыми они приводятся в движение.
Анаксагор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о
существовании бесчисленного множества весьма малых частиц, а
также о существовании отдельного от всего <ума> - механической
движущей силы, которая приводит эти частицы в движение. Но ни
Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные час-
тицы вещества являются частицами абсолютно неделимыми, прин-
ципиально не допускающими возможности дальнейшего
разделения или раздробления. Именно эта мысль становится осно-
вой материалистической философии и физики Левкиппа и Демок-
рита.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna