Предыдущая страница Следующая страница

Предпосылки учения атомистов требовали обоснования. Глав-
ная задача заключалась в том, чтобы преодолеть ошибочное скеп-
тическое и метафизическое положение элейцев, отрицавших
возможность мыслить движение в пространстве, не впадая при этом
в противоречие.

Атомисты не ставят вопрос о причине движения атомов. Они не
ставят его не вследствие <беспечности>, как думал о них Аристотель
[Met. 1, 4, 985в], а потому, что движение атомов представляется им
изначальным свойством атомов. Именно как изначальное оно не
требует объяснения причины. Но учение о движении атомов нс есть
и произвольное утверждение философа о том, что происходит в
области чувственно невидимого и невоспринимаемого. Теория о
невидимых нами движениях весьма малых атомов внушается наше-
му уму наблюдениями над процессами и явлениями, происходящи-
ми в чувственно воспринимаемой природе. Теория атомизма
возникла у Левкиппа и Демокрита на основании наблюдений и
некоторых аналогий.

Предметом этих наблюдений были такие общеизвестные факты,
как способность некоторых твердых тел сжиматься. Если тела могут
сокращаться в своем объеме, значит, они состоят из частиц, между
которыми имеется пустое пространство, иначе как могли бы они
уменьшиться в объеме? В соответствии с этим Демокрит (по

сообщению Теофраста) пояснял, что большая или меньшая степень
твердости и мягкости <соответствуют большей или меньшей степени
плотности и разреженности> 151. С. 517; 36. С. 263].

4в.ФА^<                                                     97

Наряду с этими соображениями в основе атомистической гипо-
тезы, по-видимому, лежали и некоторые аналогии, в особенности
при объяснении движения атомов. Согласно одному из дошедших
до нас текстов, по учению Левкиппа и Демокрита, атомы носятся
или движутся в пустом пространстве во всех направлениях, <тря-
сутся>, по несколько странному выражению комментатора. У Лук-
реция в его философской поэме <О природе вещей> развивается
прекрасный образ, восходящий - через Эпикура, последователем
которого был Лукреций,-к аналогии самого Демокрита. Лукреций
сравнивает движение <трясущихся> во всех направлениях атомов с
беспорядочными движениями пылинок в воздухе. В самом деле,
если сквозь щель пропустить в комнату солнечный свет, то в снопе
лучей этого света можно заметить сверкающие пылинки, которые
носятся по всем направлениям вверх и вниз:

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna