Предыдущая страница Следующая страница

Космогония эта возбуждает естественный вопрос. Как согласо-
вать учение Левкиппа о бесконечности миров в бесконечном про-
странстве с его же учением о шаровидности и, стало быть,
конечности нашего мира с находящейся в его центре Землей и с
находящимся на его периферии Солнцем?

Объяснение просто. Когда Левкипп говорит о шаровидности
соединения частиц или тел, возникшего в центре, и о выделившейся
из этого соединения оболочке, он описывает процесс образования
только одного из бесчисленных миров - того, в котором возникла
наша Земля, Солнце и движущиеся между Землей и периферией

нашего мира светила. Но мир, таким образом возникший, по
Левкиппу, еще не исчерпывает собой вселенной. Это только один
из бесконечного числа образующихся и погибающих миров.

Важным подтверждением сказанного является свидетельство
Ипполита. Он сообщает, что, по учению Демокрита, в некоторых
мирах нет ни Солнца, ни Луны, в некоторых - Солнце и Луна
больше наших по размерам и в некоторых - их больше по числу.
Из сказанного видно, что учение атомистов о шаровидности нашего
мира и об его конечности не стояло ни в каком противоречии ни
с их учением о бесконечности вселенной, ни с их учением о
бесконечном множестве миров, населяющих вселенную.

Историческое значение космологии атомистов двойственно. С
одной стороны, Левкипп и Демокрит гениально положили начало
учению о бесконечности миров, не только сменяющих друг друга
во времени, но и существующих одновременно. Они продолжали
развивать догадку Анаксагора о чисто физическом происхождении
и чисто физической, а не божественной природе светил и всех
явлений, наблюдаемых на небесном своде. Они примкнули к Анак-
сагору и его замечательной догадке о звездной природе Млечного
пути.

Но в представлениях о порядке расположения светил в простран-
стве по отношению к Земле, а также о форме светил атомисты
вернулись к устаревшим и уже отвергнутым греческой наукой
взглядам. Они помещают все светила между Луной и Солнцем, в
Котором видят крайнее светило нашего мира. Они возвращаются
также ко взглядам Анаксимена, учившего о плоской форме светил
и Земли. К слабым сторонам во взглядах атомистов на мировой
процесс следует причислить также и то, что они в какой-то степени
разделяли распространенное в древнейшей греческой философии
VI в. до н.э. (пифагорейцы, Гераклит) представление о вечном
периодическом возвращении мира к уже пройденному состоянию
или о вечной повторяемости всех ситуаций и событий, происходя-
щих в мире.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna