Предыдущая страница Следующая страница

Не все в этом учении достаточно ясно. Есть свидетельства, в
которых говорится только то, что во вселенной существуют миры,
абсолютно ничем не отличающиеся друг от друга. Но есть свиде-
тельства, из которых видно, что у Демокрита кроме этого учения о
сосуществовании многих совершенно тождественных миров было
также и учение о процессе возвращения миров к прежнему их
состоянию.

Признание вечного возвращения мира к исходному состоянию
мы находим уже у Анаксимандра, затем у Гераклита, позже у
Эмпедокла. В чрезвычайно выпуклой форме это учение выступило
у пифагорейцев. Именно в его пифагорейском истолковании учение
это казалось особенно парадоксальным. <Если же поверить пифа-
горейцам,-писал Эвдем, ученик Аристотеля,-то снова повто-
рится все то же самое нумерически, и я вновь с палочкой в руке

буду рассказывать вам, сидящим так передо мной, и все остальное
вновь придет в такое же состояние...> 135. Т. III. С. 80].

В ошибочной теории вечного возврата было и зерно плодотвор-
ной мысли. Здесь нашла одно из первых выражений мысль о
закономерности мирового процесса. К. этой мысли вела фантазия
недисциплинированного ума. Но к ней вели также неверно истол-
кованные вековые наблюдения над повторяемостью явлений -
конфигураций светил, видимых на небесном своде. Уже у Гераклита
идея вечного возвращения была связана с его понятием о <мировом
годе>, которое, по-видимому, уходит в астрономические наблюде-
ния, накопленные в странах Востока. Особенно большое значение
для возникновения учения о вечном возвращении получили систе-
матические наблюдения вавилонских астрономов. Они установили
правильно повторяющееся возвращение светил к тем же самым
положениям и конфигурациям на небесном своде. Результаты
вавилонских наблюдений нашли отражение в индийской и грече-
ской науке.

Атомизм
в математике

Однако между идеей о закономерной периодичности мировых
процессов и идеей абсолютной их повторяемости нет необходимой
связи. Поэтому уже в древности теория вечного возвращения
подвергалась критике со стороны ученых, которые признавали
закономерность и периодичность мирового процесса, но отвергали
его абсолютную повторяемость. Как видно из сообщений Цицерона
и Симплиция, Левкипп и Демокрит в этом вопросе придерживались
крайней точки зрения сторонников учения об абсолютной повторя-
емости мирового процесса.
Атомизм не остался у Демокрита всего лишь
физическим воззрением. Он -мыслитель
очень последовательный. Став на точку зрения
атомизма, он стремился провести ее и в других областях науки.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna