Предыдущая страница Следующая страница

Исчерпывающий ответ затруднителен не только ввиду отсутст-
вия достаточно подробных и ясных разъяснений Платона, но и
потому, что тексты, в которых можно было бы искать этот ответ,
находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным
периодам его философской эволюции: возможно, что тексты эти
обрисовывают не различные грани или стороны единого по данному
вопросу воззрения Платона, а различные фазисы в развитии этого
воззрения. Имеет значение также и тот факт, что по крайней мере
частично о взглядах Платона по этому вопросу мы узнаем не из уст
самого Платона, а из свидетельств других философов, например
Аристотеля. А именно: Аристотель сообщает, будто в годы старости
Платон уже отрицал существование ранее признававшихся им

<идей> отношений, а также <идей> вещей, которые суть продукты
ремесленной или художественной деятельности человека.

В диалоге <Парменид> (автором которого некоторые исследо-
ватели считают не самого Платона, а какого-то лишь примыкавшего
к школе Платона выученика элейцев) доказывается, что при после-
довательном проведении понятия об <идеях> Платон должен был
неизбежно принимать существование <идей> также и для вещей
низменных, безобразных, отвратительных и т. п.

Во всяком случае рассмотрение текстов Платона показывает,
что область <идей> представлялась Платону не совсем однородной:
в ней намечалась некоторая <иерархия> идей, которая, однако, нигде
не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взгля-
дов. К области <идей>, во-первых, принадлежат <идеи> высших
ценностей. Таковы <идеи> <блага>, <истины>, а также <прекрасного>
и <справедливого>. Это <идеи> "которые немецкий философ Гербарт
назвал, говоря о Платоне, <идеями> абсолютных качеств. Во-вто-
рых, есть у Платона и <идеи> физических явлений и процессов (таких,
как <огонь>, как <покой> и <движение>, как <цвет> и <звук>).
В-третьих, <идеи> существуют также и для отдельных разрядов

существ (таких, как <животное>, как <человек>). В-четвертых, иног-
да Платон допускает также существование <идей> для предметов,
производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna