Предыдущая страница Следующая страница

<стол>, <кровать>). В-пятых, большое значение в платоновской
теории <идей> имели, по-видимому, <идеи> отношений. Значение
это выступает в ряде диалогов, кончая <Федоном>, где, например,
доказывается, что определением или оценкой равенства предпола-
гается существование <равенства в самом себе>, т. е. <идеи> равен-
ства, доступной не чувствам, а уму [см. Федон. 74 А-75 В].

Мы видели в понятии об <идее> у Платона то,
<Идея> как понятие                  , ^
что делает <идею> 1 ) причиной, или источником

бытия, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который
демиург творит мир вещей; 3) целью, к которой, как к верховному
благу, стремится все существующее.

Но есть в платоновском понятии об <идее> и еще одна, и притом
чрезвычайно важная, сторона. <Идея> Платона сближается со смыс-
лом, который это слово - под прямым влиянием Платона - по-
лучило в обычном обиходе языка у цивилизованных народов. В этом
своем значении <идея> Платона - уже не само бытие, а соответст-
вующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл
слова <идея> в нашем мышлении и в нашей речи, где <идея> значит
именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т. п. У
Платона на первый план выступило онтологическое и телеологиче-
ское значение слова <идея> в разъясненном выше смысле. Но так
как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соот-
ветствует различие видов познания, направленного на бытие, то в
плане познания <идее>, т. е. истинно сущему бытию, соответствует
понятие об этом бытии. В этом гносеологическом и логическом
смысле <идея> Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности
мыслимого предмета.

В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет
понятия, или идеи, относящиеся ко многим вещам, <родами> и

<видами>. <Виды> получаются из <родов> в результате разделения
<рода>, т. е. разделения его полного объема. В деле познания
возникает задача - постигнуть единый прообраз многих вещей
данного разряда, т. е. постигнуть их <род> и <виды> этого рода.
Другая постоянно возникающая задача - исследование вопроса о
том, какие <роды> согласуются друг с другом и какие не согласуются.
Для решения этих вопросов необходимо, по Платону, особое и
притом высшее искусство, которое, как мы увидим далее, он
называет <диалектикой>. Смысл платоновского термина отнюдь не
совпадает с нашим современным смыслом этого же слова. Собст-
венно говоря, <диалектика> Платона - искусство делить предметы
(и понятия о предметах) на роды, а внутри рода различать его виды
[см. Софист. 253 D-E].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna