Предыдущая страница Следующая страница

В отличие от мнения, знание есть потенция, некий особый род
существующего, характеризующий направленность; знание направ-
ляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к
одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же
самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное.

В особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания
Платон выделяет математические предметы и математические
<отношения. В системе предметов и видов знания математическим
предметам принадлежит место между областью <идей> и областью
чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отобра-
жений, или изображений.

<Идеи> постигаются посредством знания, и знание возможно
только относительно <идей>. Это развитие учения элейцев, которые
утверждали, что истинно сущее бытие, и только оно одно постига-
ется разумом; явления изменяющегося и подвижного мира могут
восприниматься лишь чувствами, которые дают нам не достоверное,
но в лучшем случае только вероятное, гипотетическое знание.

В отличие от идей, математические предметы и математические
отношения постигаются, согласно Платону, посредством размыш-
ления или рассуждения рассудка. Это и есть второй вид знания.

Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них
невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассужде-
ния, их можно постигнуть, и то недостоверно, лишь гипотетически.
Размышление, направленное на математические предметы, за-
нимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мне-
нием. Почему же математические предметы занимают такое
положение? Дело в том, что, по Платону, математические объекты
родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи,

неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров,
представляющих их в чувственном мире. Например, сущность
треугольника не зависит от того, какой частный конкретный треу-
гольник мы станем рассматривать, эта сущность остается для любого
треугольника одной и той же. Но вместе с тем, поясняет Платон,
математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов
к помощи фигур, как это делает геометрия, а эти фигуры рисуются
посредством воображения. Именно поэтому математическое знание
не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого пости-
гаются идеи. Оно совмещает в себе части истинного знания с
некоторыми частями мнения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna