Предыдущая страница Следующая страница

Разрешение противоречия Платон дает в <Софисте> - в учении
о родах сущего [см. там же. 254 D - 258 В]. Движение несовместимо
с покоем и покой с движением. Но так как движение существует
и покой также существует, то бытие должно быть совмеетимо и с
движением, и с покоем. Итак, имеются три рода: бытие, движение
и покой.

Каждый из этих трех родов есть одновременно и тождест-
венное - по отношению к самому себе и иное - по отношению к
остальным родам. Так, движение и тождественно - по отношению
к самому себе и в то же время является иным - по отношению к
покою. Отсюда возникает новый вопрос - об отношении родов

тождественного и иного к родам покоя и движения. Совпадают ли
эти роды между собой или же тождественное и иное должны быть
отличаемы от родов движения, покоя и бытия?

Платон доказывает: тождественное и иное должны быть отли-
чаемы от покоя и движения. И о покое, и о движении, так же как
и о всяком другом роде, одинаково говорится, что они и тождест-
венны - по отношению к себе и суть иное - по отношению к
другому. Но так как покой и движение - противоположности и так
как все то, что высказывается о противоположностях, не может быть
ни каждой из этих противоположностей в отдельности, ни той и
другой вместе, то покой и движение должны отличаться от тожде-
ственного и иного.

Итак, тождественное отличается от покоя, не говоря уже об
очевидном отличии его от движения. Но оно отличается и от бытия.
Если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, что
покой существует так же, как существует и движение, мы должны
были бы признать, что покой тождествен с движением. Но если
тождественное отличается не только от покоя и движения, но также
и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны видеть
четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя,
движения и бытия.

То же самое доказывается и относительно иного. Иное отлича-
ется не только от тождественного и от покоя. Иное отличается также
и от бытия. В самом деле: иное всегда относительно и только
относительно [см. Софист. 255 D]. Напротив, к природе бытия
принадлежит и безусловное, и относительное. Поэтому иное обра-
зует пятый род сущего, самостоятельный по отношению к родам
бытия, покоя, движения и тождественного.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna