Предыдущая страница Следующая страница

За периодом пребывания в Южной Италии последовал переезд
Платона в Сицилию. В начале IV в. до н.э. в греческих городах
Сицилийского побережья боролись между собой политические
силы так называемой <тирании>, которая была переходной формой
от старой аристократии к господству рабовладельческого демоса, и
силы демократии, которая, как мы знаем, уже в V в. до н.э.
восторжествовала в Агригенте - при Эмпедокле. Крупнейшим в то
время городом не только в греческой Италии, но и во всем греческом
мире были Сиракузы. В этом блестящем культурном центре власть
в то время принадлежала энергичному и властолюбивому <тирану>
Дионисию. Он не был ни выдающимся полководцем, ни властите-
лем, напоминающим восточных деспотов. Благодаря энергии и
целеустремленности он в течение 38 лет удерживал в своих руках
город-государство, в котором не утихало пламя классовой борьбы
и борьбы партий. При дворе Дионисия развилось искусство <ми-
мов>, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивиду-
альной характеристики персонажей своих диалогов. Здесь же он
наблюдал искусство, с каким мимический поэт Софрон вводил в
некоторые свои мимы персонажи древних мифов, а также знако-
мился со сценами сатирического поэта Эпихарма, осмеивавшего

парадоксы гераклитовского учения о непрерывном потоке станов-
ления.

Во время пребывания в Сиракузах Платон сблизился с родст-
венником тирана Дионом, в котором Дионисий надеялся найти
достойного преемника. С неудовольствием и опаской наблюдал
Дионисий за усиливающимся влиянием Платона на Диона. Платон
вынужден был покинуть Сиракузы, но на пути в Афины был
высажен в Эгине, которая тогда находилась в острой вражде с
Афинами. Платону грозило обращение в рабство, но к счастью для
него в это время в Эгину прибыл из Кирены Анникерид, с которым
Платон познакомился во время своего пребывания в его стране.
Анникерид помог через друзей Платона в Афинах организовать
выкуп философа и добился его освобождения.

В 387 г. дон. э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в
Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу,
получившую впоследствии название Академии. Вскоре вокруг Пла-
тона собрались многочисленные юные ученики. Часть из них
пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть -
для получения общего образования, прежде всего для подготовки
к политической деятельности. В своем подавляющем большинстве
это были молодые люди состоятельных фамилий. Впоследствии
школа Платона стала крупным очагом развития греческой матема-
тики, в которой сам основатель школы видел необходимое введение
в изучение наук и философии. В годы старости Платона, когда
произошло его сближение с пифагорейцами и с развивавшимся ими
математическим естествознанием, взгляд Платона на математику
еще более укрепился.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna