Предыдущая страница Следующая страница

Итак, небытие существует. Положение это выводится Платоном
из необходимости, с какой бытие переходит в свое иное. Самый
переход этот трактуется у Платона не только как необходимый для
мысли, поскольку бытие мыслится, но в силу соответствия между
видами познания и самими предметами познания как выражающий
природу самого бытия.

В то время как в <Софисте> излагается <диалектика> пяти
высших родов сущего, в <Пармениде> развертывается <диалектика>
единого и многого. По развиваемому здесь учению, бытие, поскольку
оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно,
неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию.
Напротив, то же бытие, поскольку оно рассматривается через свое
иное, множественно, возникает, содержит в себе различия, измен-
чиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому, согласно полному
определению своей сущности, бытие одновременно и едино и

множественно, и вечно и преходяще, и неизменно и изменчиво, и
покоится и не покоится, и движется и не движется, и действует и
не действует, и страдает и не страдает. Все вторые в каждой паре
определения высказываются как определения иного. Но так как иное
есть иное по отношению к бытию, или иное бытия, то все эти
определения оказываются определениями также и самого бытия.
Итак, бытие как по самой своей природе, так и по своему понятию
необходимо заключает в себе противоположные определения.

Учение это представляло несомненное отступление от метафи-
зики неизменных и тождественных <идей>. Платоновская <диалек-
тика> бытия и небытия, единого и многого, тождественного и иного,
покоя и движения как непосредственно, так и через переработку
неоплатоников III-VBB. н. э. оказала в XIX в. несомненное влияние
на разработку диалектики Гегелем.
Важную особенность диалектики Платона со-

lflKOH ltfiTin(yTIIR()nf*41111

ставляет то, что противоположные определе-
ния сущего, развиваемые им, отнюдь не означают отказа от
принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и то
же бытие едино и множественно в одно и то же время, он поясняет
при этом, что <единым> и <множественным> оно оказывается в
различных отношениях: бытие <едино>, поскольку оно рассматрива-
ется в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И
то же самое бытие <множественно>, поскольку оно рассматривается
в другом отношении - в отношении к своему <иному>. И все другие
определения бытия у Платона, все они мыслятся как противопо-
ложные друг другу, но не как противоречащие в одном и том же
отношении.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna