Предыдущая страница Следующая страница

Искусство побуждать к размышлению и исследованию посред-
ством указания на противоречия, заключающиеся в обычных по-
спешно составленных мнениях о различных вещах, и есть, согласно
Платону, искусство <диалектики>. Сопоставляя мнения и сводя их
в своих исследованиях воедино, мастера диалектики <показывают,
что эти мнения находятся между собой в противоречии... в одно и
то же время, о тех же самых вещах, в том же самом отношении и
тем же самым образом> [Софист. 230 В].

Именно потому, что мыслить противоречивые утверждения об
одном и том же, в одно и то же время, в одном и том же отношении
недопустимо, обнаружение подобных противоречий в мнениях о
рассматриваемом предмете изобличает мнимого знатока предмета
в невежестве. Изобличенный испытывает мучительное недоумение.
Но вместе с тем желание освободиться от этого тягостного состо-
яния побуждает обличенного в невежестве напрячь все свои силы.
В результате его усилий знания, погребенные в душе, начинают в
нем проясняться. Сначала они <вдруг возбуждаются у него, как
сновидение> [Менон. 85 С]. Если же диалектик <начнет часто и
различным образом спрашивать о том же самом предмете, то... в
конце он, без всякого сомнения, будет знать о нем ничем не хуже
другого> [там же].

Учение о противоречиях в мыслях о предметах, как о средстве
пробуждения дремлющих сил разума, чрезвычайно характерно для
платоновского понимания <диалектики>. Но месте с тем учение это
как нельзя яснее доказывает, что платоновское понимание проти-
воречия отнюдь не есть <логика противоречия>, осуществленного
или допущенного в бытии и познании. Значение противоречия у
Платона отрицательное. Противоречие, по Платону,-чисто отри-
цательное условие познавательной деятельности. Оно не столько
раскрывает содержание усматриваемой истины, сколько есть <сиг-
нал о бедствии>, заставляющий мысль отвратиться от мнимого

знания и обратиться к знанию истинному. Противоречие есть знак,
указывающий не на обладание истиной, а напротив, на пребывание
мысли в сфере мнения, заблуждения, неистинного. Но вместе с тем

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna