Предыдущая страница Следующая страница

<диалектика>-путь, или движение, мысли через неистинное к
истинному!

Именно поэтому, наряду с учением о противоречиях как о всего
лишь отрицательном условии истинного знания, Платон иногда
определяет <диалектику> и как положительную, более того, как
верховную науку, ведущую от осознанного противоречия и от осоз-
нанной сбивчивости в мышлении к верховному постижению ис-
тинно-сущего. Понятая в этом смысле как наука, ведущая к
познанию истинно-сущего, <диалектика> провозглашается у Пла-
тона даже первой и высшей из всех наук, завершающей все дело
знания. <Не кажется ли тебе,-поучает платоновский Сократ,-

что диалектика, как некое увенчание наук, стоит у нас наверху, и
что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше
ее: ею должны завершаться все науки> [Госуд. 534 Е]. <Все другие
искусства,-разъясняет Платон,- имеют в виду либо человеческие
мнения и пожелания, либо происхождение и состав, либо обработку
того, что происходит и составляется> [там же. 533 В]. Если же есть
и такие науки, как геометрия и примыкающие к ней, которые, как
мы видим, <как бы грезят о сущем>, то науки эти, по Платону, не
в состоянии усматривать его наяву, так как, пользуясь предполо-
жениями, науки эти оставляют свои предположения неподвижными
и не могут дать им основания [там же. 533 С]. Только диалектиче-
ский метод один идет, по Платону, правильным путем, <возводя
предположения к самому началу -с тем, чтобы утвердить их>.

Поскольку Платон рассматривает <диалектику> как положи-
тельную и даже как верховную науку, он видит в ней лишь метод
восхождения от данных предположений ко все более и более
высоким основаниям, пока наконец ум не дойдет до наивысшего и
уже не предполагаемого основания, не сводимого ни к чему более
высокому. Это движение от данных в науке предположений к их
непредполагаемой первооснове есть движение, совершающееся в
чистом мышлении, отрешенном от всего чувственного. Только тот
окажется у самой цели мыслимого, кто приступает к диалектике
без всяких чувств, кто стремится к сущему самому по себе через
посредство ума и не отступает от диалектики, пока не постигнет
своим мышлением самое благо [см. Госуд. 532 А].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna