Предыдущая страница Следующая страница

Общность достояния, отсутствие личной собственности, невоз-
можность ее возникновения, сохранения и приумножения делает
невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и
взаимных обвинений, тогда как в существующим греческом обще-
стве все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей
и из-за родственников.

Отсутствие раздоров внутри класса воинов-стражей сделает, в
свой черед, невозможными ни раздор внутри низшего класса ра-
ботников, ни восстание их против обоих высших классов.

В конце описания проектируемого им общества Платон самыми
радужными красками изображает блаженную жизнь классов этого
общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни
победителей на олимпийских состязаниях. И это понятно. Победа
стражей - спасение всего государства. Содержание, которое они
получают как плату за свою деятельность по охранению общества,
дается и им самим, и их детям. Почитаемые при жизни, они
удостаиваются государством почетного погребения после смерти.

Вторым обширным проектом преобразованного государства
стал проект, разработанный Платоном в <Законах>. В сравнении с
государством, изображенным в <Политии>, оно менее совершенно,
а его автор более снисходителен или более реалистичен, более
склонен уступать неизбежным слабостям и недостаткам человече-
ского рода.

Важное отличие <Законов> от <Государства> (<Политии>) - в
трактовке вопроса о рабах. Проектом <Государства> класс рабов,
как один из основных классов идеального общества, не предусмат-
ривается. Полное отрицание личной собственности для правителей
и стражей исключает возможность владения рабами. Однако и в

<Государстве> кое-где говорится о праве обращения побежденных
на войне в рабов.

В <Законах>, в отличие от <Государства>, необходимая для
существования полиса хозяйственная деятельность возлагается на
рабов или на иноземцев.

Несущественность рабовладения в утопии <Государства> под-
черкивается еще одним обстоятельством. Так как единственный,
согласно <Государству>, источник рабовладения - обращение в
рабов военнопленных, то численность кадров рабов, очевидно,
должна зависеть от интенсивности и частоты войн, которые ведет
государство. Но, по Платону, война - зло, которого в хорошо
устроенном государстве должно избегать. <Все войны, -утвержда-
ет Платон в <Федоне>, -возгораются ради приобретения имуще-
ства> [Федон. 66 С]. Только обществу, желающему жить в роскоши,
становится вскоре тесно на своей земле, и оно вынуждено стре-
миться к насильственному захвату земли у соседей. И только для
ограждения государства от агрессии людей, обуреваемых страстью
к материальным приобретениям, ему приходится держать много-
численное и обученное военному делу войско.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna