Предыдущая страница Следующая страница

одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее>
(там же. V, 456 А].

Из способности женщин наряду с мужчинами быть в разряде,
или классе, стражей Платон выводит, что наилучшими женами для
мужчин-стражей будут именно женщины-стражи. В силу постоян-
ных встреч мужчин и женщин-воинов за общими гимнастическими
и воинскими упражнениями, а также за общими трапезами между
мужчинами и женщинами постоянно будет возникать взаимное
вполне естественное влечение. Однако в городе -военном лагере,
каким является идеальное государство Платона, возможна не семья,
а лишь соединение мужчины с женщиной для рождения детей. Это
тоже <брак>, но своеобразный, не способный привести к образова-
нию семьи. <Браки> эти втайне направляются и устраиваются
правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с
лучшими, а худших с худшими.

Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у
матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из
новорожденных направляют к кормилицам, а худших, дефективных
обрекают на гибель в скрытом месте. По прошествии некоторого
времени молодые матери допускаются к кормлению младенцев, но
в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие -
другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех
детей, а все женщины - общими женами всех стражей (см. там же.
V, 460^61 Е].

В учении Платона о государстве постулат общности жен и
детей -не курьез, он играет чрезвычайно важную роль. Для Пла-
тона осуществление этого постулата означает достижение высшей
формы единства в государстве. Общность жен и детей в классе
хранителей государства завершает то, что было начато общностью
имуществ, и потому есть для государства причина его высочайшего
блага: <Имеем ли мы какое-либо большее для государства зло, чем
то, которое разъединяет его и делает из него многие государства,

вместо одного, или большее добро, чем то, которое связывает его
и делает единым?> [там же. V, 462 А-В]. Всякая разность чувств
разрушает единство государства. Это происходит, <когда в государ-
стве одни говорят: <это - мое>, а другие <это - не мое>> [там же.
V, 462 С]. Напротив, в совершенном государстве <большинство
людей в отношении к одному и тому же одинаково говорят: <это -
мое>, или <это -не мое>> [там же. V, 462 С].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna