Предыдущая страница Главная страница

Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. <Законо-
датель, -поясняет он, -заботится не о том, чтобы сделать сча-
стливым в городе (т. е. в городе-государстве, в полисе. -В.А.),
особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье
целого города, приводя граждан в согласие убеждением и необхо-
димостью... и сам поставляет в город таких людей, не пуская их
обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к
прочности города> [Госуд. VII, 519 Е -520 А].

8. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕ ПЛАТОНА

Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по
руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его
сестры Спеесипп (407-339), стоявший у руководства в течение всего
остатка своей жизни (347-339). В ряде вопросов Спевсипп откло-

См.: Gomper^ Theodor. Griechische Denker. Eine Geschichte der antiken
Phitosophie; II. Lpz., 1903, S. 403:  nicht gemieden
wird, wenngleich damit nur eine der Masse selbst zum Heil gereichende Bevonnundung
gemeint ist>.

нялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об

<идеях>. Как и Платон, он исходит из Блага (Единого), но видит в
нем только начало бытия, а не его завершение. В сущности Спевсипп
был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об
<идеях> он отрицал, заменив <идеи> <числами> пифагорейцев.
Однако и <числа> он понимал не столько в платоновском -
философском, онтологическом - смысле, сколько в смысле мате-
матическом. Он использовал при этом пифагорейское учение о
декаде и о ее первых четырех числах, придав, таким образом,
древней Академии вполне пифагорейское направление. Он сближал
Мировой ум Платона не только с Душой, но и с Космосом. Он даже
начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом - в теории
познания, в которой он ратовал за <научно значащее чувственное
восприятие>, и в этике, выдвинув счастье как основную категорию
этики. Возможно, что уже начиная со Спевсиппа в платоновскую
Академию проникает скептицизм, впоследствии столь усилившийся
при Аркесилае и Карнеаде.
Последующие академики примыкали к позднему Платону, чьи
воззрения были сильно окрашены пифагореизмом. Это Гераклид
Понтийский, Филипп Опунтский, Гестиэй и Менедем.

Не столь, как Спевсипп, приблизился к пифагорейцам его
ученик Ксенократ, который стоял во главе Академии в течение 25
лет (339-314) и был главным представителем школы, одним из
самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей
философии на области диалектики, физики и этики. Как и пифаго-
рейцы, он принимал за первоосновы единое, или нечет, и неопре-
деленную двоицу, или чет. Первое он называл <отцом>, вторую -
<матерью богов>, отождествляя единое с <умом>, или Зевсом. Он
выводил величины из чисел, применяя гипотезу неделимых линий,
которые он называет <мельчайшими>. Мировую душу он определял
как самодвижущееся число. Он присоединил к физическим элемен-
там эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.
В этике он следовал Платону, еще сильнее, чем Платон, настаивая
на различии между теоретическим и практическим разумом; только
первый из них он называл мудростью. Из учеников Ксенократа
прославились в области этики Полемон и особенно Крантор. По-
следний был автором высоко ценившихся этических трактатов.
Один из них - <О скорби> (яер\ TlevQoq) положил начало популяр-
ному впоследствии жанру <утешений> (consolationes).

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna