Предыдущая страница Следующая страница

Стало быть, действительным, по Аристотелю, становится только
то, что обладало <возможностью> стать действительным. И Аристо-
тель поясняет свою мысль примером. Человек, ранее бывший
необразованным, сделался образованным. Но образованным он стал
не потому, что он был необразован, не вследствие <лишения> или
<отсутствия> образованности, а потому, что человек этот обладал
<возможностью> (способностью) стать образованным.

Но если это так, то необходимо признать, что <материя> (<суб-
страт>, (то ^TtOKEl'iiEvov) заключает в себе два определения: 1 ) отсут-
ствие <формы>, которая в ней возникнет впоследствии, и 2) воз-
можность этой <формы> как уже действительного бытия. Первое
определение (<лишенность>) всего лишь отрицательное, второе
(<возможность>) -положительное.

В отличие от <материи>, которая есть бытие <в возможности>,

<форма> есть <действительность> (^vepyeux), т. е. осуществление
возможного.

В свою очередь, Аристотель различает в понятии материи
(субстрата) два значения. Под <материей> он разумеет, во-первых,
субстрат в безусловном смысле. Это только <материя>, или, иначе,
чистая возможность. И во-вторых, под <материей> он понимает и
такой субстрат, который уже не только возможность, но и действи-
тельность.

Различие этих понятий Аристотель поясняет, рассматривая при-
меры производства - ремесленного и художественного. Рассмот-
рим, например, сделанный медником медный шар или изваянную
скульптором медную статую. И этот шар и эта статуя существуют в
действительности. Но что же в них будет собственно <действитель-
ным>? И о статуе и о шаре у нас имеются понятия, и каждое из них
есть совокупность известных признаков. Если мы считаем статую
и шар действительными, то мы приписываем действительность их
понятиям. Однако ни шар, ни статуя - не понятия. Приписывая
им действительность, мы рассматриваем их не в отвлечении от
действительности (как Платон рассматривал свои <идеи>), а как
понятия, реализованные в самой действительности, в определенной
<материи>, в определенном <субстрате>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna