Предыдущая страница Следующая страница

На изложенных соображениях основывается важное для Ари-
стотеля различие первой и последней материи.

<Последняя> материя, согласно разъяснению Аристотеля, -
это та <материя>, которая не только есть возможность известной
<формы>, но, кроме того, будучи такой возможностью, есть одно-
временно и особая <действительность>. <Последняя> материя обла-
дает своими особыми, ей одной принадлежащими, признаками, и
относительно нее может быть высказано ее определение, может
быть сформулировано ее понятие. Так, рассмотренные выше мед-
ный шар, медь, четыре физических элемента - примеры <послед-

ней> материи в аристотелевском смысле. О них существуют поня-
тия, содержащие каждое некоторую сумму особых признаков.

В отличие от <последней> материи, <первая> материя есть

<материя>, которая может стать действительностью, однако не так,
как становится ею <последняя> материя. Мы видели, что в случае
<последней> материи по отвлечении от действительности (шара,
меди, четырех физических элементов) то, что мы отвлекали от нее, -
медь по отношению к шару, четыре элемента по отношению к
меди - само по себе было некоторой действительностью. Напро-
тив, <первая> материя вовсе не может уже рассматриваться как
<действительность>. Она есть только <возможность>, может стать
какой угодно <действительностью>, но сама по себе не есть никакая
<действительность>. Согласно Аристотелю, <первая> материя нигде
и никогда не может восприниматься посредством чувств: она только
мыслится и есть поэтому <неопределенный субстрат>.

Здесь естественно сопоставить это учение Аристотеля о <первой>
материи с учением о <материи> Платона. Как мы видели, Платон
противопоставил <идеи> как мир бытия миру небытия. Под небы-
тием>, принимающим на себя <идеи> и раздробляющим единство
каждой из них во множество, Платон имел в виду именно <мате-
рию>. По Платону, познание может быть только относительно
бытия, т. е. <идей>. Что касается небытия (<материи>), то к мысли
о нем ведет, по Платону, только какой-то незаконный род рассуж-
дения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna