Предыдущая страница Следующая страница

Если уже отдельные предметы природы обнаруживают в своем
существовании и целесообразность, и разум, то, по убеждению
Аристотеля, не может не быть целесообразно и целое мира. Больше
того, Аристотелю прямо-таки невероятным представляется, чтобы
в отдельных предметах могли возникнуть целесообразность и ра-
зумность, если таковых нет у мира как целого.

Телеология Аристотеля предполагает не только целесообразный
характер мирового процесса, она также предполагает и единство
самой его цели. Обосновывается это единство идеями космологии
и теологии. Единый бог - источник и причина движения. Хотя он
сам по себе неподвижен и непосредственно соприкасается только
с крайней, последней сферой мира, он все же в результате этого
прикосновения сообщает этой сфере равномерное и вечное круго-
вое движение. Движение это последовательно передается от нее
через посредствующие сферы планет все дальше и дальше по
направлению к центру. Хотя в центре оно менее совершенно, чем
на окружности, тем не менее движение это как единое движение
охватывает весь мировой строй. А так как перводвигатель мира есть
вместе с тем и причина движения и его цель, то и весь мировой
процесс направляется к единой цели.

Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая
ее от телеологии Платона, в том, что Аристотель отрицает созна-
тельный характер целесообразности, действующей в природе. У
Платона носительницей сознательного целесообразного начала бы-
ла душа мира, правящая всем мировым процессом. Напротив, по

мысли Аристотеля, целесообразное творчество природы осуществ-
ляется бессознательно. О возможности бессознательной целесооб-
разности говорят, как указывает Аристотель, факты человеческого
искусства. Художник может творить бессознательно и тогда, когда
мыслит и когда оформляет свой материал в некий образ. Цель его
при этом осуществляется бессознательно, несмотря на то, что в
случае искусства творец произведения и <материя>, в которой
осуществляется его творчество, отделены друг от друга. Для природы
такое бессознательное творчество облегчается тем, что природа
существует не вне своего творения, а в нем самом.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna