Предыдущая страница Следующая страница

Все вместе взятые пять элементов, <материя> мира, - условие
мирового процесса. Все вещи возникают из элементов в результате
и в ходе их превращения, переходов друг в друга. Однако в
беспримесном, чистом виде элементы не встречаются и не могут
нигде встретиться. Они встречаются лишь в смеси друг с другом. В
этой смеси какой-либо элемент может преобладать, и тогда, в
зависимости от того, какой именно главенствует, вся смесь будет
называться либо огнем, либо воздухом, либо водой, либо землей.
Если же ни один элемент не преобладает в смеси, то смесь будет
представлять различные предметы природы, существующие в ней,
кроме огня, воздуха, воды и земли.

Над всей физикой и космологией Аристотеля
господствует мысль о целесообразности приро-
ды и всего мирового процесса. Космология Аристотеля ярко теле-
ологическая, и в этом она противоположна космологии атомистов
и Анаксагора. Телеологическое воззрение получилось у Аристотеля

в результате перенесения, по аналогии, на весь мир в целом
наблюдений, сделанных по поводу частных классов явлений и
предметов природы. Основными фактами, на которые при этом
опирался Аристотель, были факты из жизни животных: процессы
рождения организмов из семени, целесообразное действие инстин-
ктов, целесообразная структура организмов, а также целесообраз-
ные функции человеческой души. Учение Аристотеля о душе
сыграло особенно значительную роль в формировании и обоснова-
нии телеологии Аристотеля и в расширении ее до космологического
принципа.

Эту роль учение о душе могло сыграть, во-первых, потому, что
для Аристотеля душа человека - действительность того, что как
возможность существует в его теле, т. е. не что иное, как цель.
Во-вторых, Аристотель мог перенести результат изучения целесо-
образных функций души на мир в целом тем более легко, что для
него одушевление не ограничивается областью душевной жизни
человека: он распространяет принцип одушевления и на весь
животный мир, и на мир небесных светил. Чем шире представлена
целесообразность и разумность в отдельных обширных классах
существ и явлений природы, тем естественнее казалось перенести
ее на мир как на целое.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna