Предыдущая страница Следующая страница

Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от
которых зависит существование или несуществование факта.

Рассматриваемый в целом процесс знания ведет от вещей,
познаваемых <через свое отношение к нам>, стало быть, от понятий,
первых для нас, к понятиям, которые являются первыми сами по
себе. Эти последние постигаются только умом. Они образуют род
возведения (редукции) и в конце концов приводят к положениям,
уже недоказуемым. Редукция необходимо стремится к достижению
начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца - <бес-
предельное>, -не может стать предметом научного познания. До-
казательство, исходящее из начала, основательнее доказательства,
не исходящего из начала, а доказательство, <в большей мере исхо-
дящее из начала, основательнее того, которое исходит из начала в

меньшей мере> [там же. 24, 86а 16 и ел.]. В конечном счете редукция
приводит к <непосредственным> предложениям. Такие предложе-
ния прямо постигаются умом, не доказываются.

Относительно высшего начала знания <не может быть ни науки,
ни искусства, ни практичности, ибо всякое научное знание требует
доказательств> [12. VI, 6]. В той же мере, в какой последние
предложения науки все же составляют предмет знания, знание это
уже недоказательное [см. 2. 1, 3, 72в 20 и ел.].

Третья черта знания - его единство, соединенное с подчине-
нием одних знаний другим. Единство науки означает прежде всего,
что различные предметы науки принадлежат составу одного и того
же рода. Далее, это единство обусловливается и тем, что различные
предметы могут относиться все к одному и тому же предмету и быть,
таким образом, через отношение к этому предмету в одинаковом к
нему отношении. Именно таково единство, в котором все науки
находятся относительно первой науки - науки <о бытии как о
бытии>. <Бытие> здесь - общий предмет и основа аналогии, кото-
рая в нем связывает в единство различные его роды.

Но каждая отдельная наука обусловлена своим особым логиче-
ским родом и составляет сама по себе некоторое единство. Отсюда
сразу получается важный вывод, отличающий теорию науки Ари-
стотеля от теории науки Платона. Согласно теории Платона все
знания образуют соподчинение, или иерархию, на вершине которой
стоит знание о высшей из <идей> - <идее> блага. Напротив, у
Аристотеля единой для всех наук иерархии не может быть. Науки
<не сводимы - ни одна к другим, ни к одному-единственному роду>
[4. V, конец 28-й главы]. Так же как различаются по роду <форма>
и <материя>, <точно так же - все то, о чем идет речь по разным
формам высказывания о сущем, ибо из того, что есть, одно означает
собою суть той или иной [вещи], другое -что-нибудь качествен-
но-определенное, и так дальше...; оно... не сводится ни друг на
друга, ни на что-нибудь одно> [там же].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna