Предыдущая страница Следующая страница

Начнем с первой черты науки - ее доказательности. По опре-
делению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный
доказывать. Само же доказательство может быть доказательством
только того, что не может происходить иначе [см. 2. 1, 2]. Оно
состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимых
и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невоз-
можно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается
[см. 2. 1, 8, 75в 24], а лишь об общем. Если же общего нет налицо,
то предмет доказательства - это, по крайней мере, то, что случается
всего чаще. Пример -затмение Луны. Будучи тем, что оно есть,
затмение это происходит всякий раз одним и тем же способом. И
хотя оно не происходит всегда, оно, по крайней мере, есть частный
случай общего рода [см. там же. 1, 6, 75а 19; конец 8-й гл.].

Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходи-
мым и что необходимость может быть даже в том, что встречается

только часто и отнюдь не постоянно. Этим не исключается наи-
высшая ценность, которую для знания представляет безусловное
постоянство явления -такого, как, например, движение неба.
Однако научное знание об общем уже налицо, если мы знаем суть
бытия вещи: существует знание о каждой вещи, если мы знаем
сущность ее бытия [см. 4. VI, 6, 1031в 6].

Научное предложение характеризуется, таким образом, необхо-
димостью своего содержания и всеобщностью своего применения.
Правда, отдельный ученый всегда рассматривает и может рассмат-
ривать только единичные сущности (<субстанции>), но наука в целом
слагается и состоит из общих предложений.

Способность науки к определению сущности и всеобщность
применения усматриваемых ею положений обусловливает объясни-
тельный характер знания. Задача научного знания заключается,
во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта.
Во-вторых, задача науки - в выяснении причины. Знание предпо-
лагает, что известна причина, в силу которой вещь не только
существует, но и не может существовать иначе, чем как она
существует [см. там же. 1, 2]. В-третьих, знание есть исследование
сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть
только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане
она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его
логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть позна-
ние этой причины: <Если тот, кто при наличии доказательства
[предмета] не имеет понятия о том, почему [предмет] есть, то он
[предмета] не знает> [2. 1, 6, 74в 28]. Такое логическое объяснение
посредством понятий обосновывает право на познание даже слу-
чайностей: согласно разъяснению Аристотеля, существует не только
случайность в узком смысле (как, например, для человека случай-
ность в том, что у него светлые или темные волосы), но также и то,
что, по Аристотелю, есть <случайность в себе>. Таковы свойства,
которые не производят сущности человека непосредственно, но
которые происходят из этой его сущности. Объяснить эти свойства -
значит доказать при помощи логической дедукции, каким образом
они из нее происходят [см. 2. 1, 6, 75а 29-31].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna