Предыдущая страница Следующая страница

В теории определения, разработанной Аристотелем, раскрывает-
ся двоякая точка зрения на определение и определяемое .

Согласно первой точке зрения на определение, задача определе-
ния в том, чтобы указать такие свойства определяемой сущности,
которые, не составляя самой этой сущности как таковой, все же
следовали бы из нее. Только при наличии определения знанию не
угрожает регресс в бесконечность, а доказательство получает необ-
ходимый для него отправной пункт. Но как возможно такое опре-
деление? Его доказательство неосуществимо. Оно было бы всего
лишь тавтологией. В самой задаче такого доказательства таилось
бы противоречие. Оно обусловлено тем, что термины, связь которых
в целях доказательства должна быть доказана и которые, стало быть,
предполагаются как раздельные, в действительности не отделимы
друг от друга, а составляющая предмет определения индивидуальная
сущность разложена на элементы (термины) лишь произвольно и
сама по себе неделима. В случае определения таких индивидуальных
сущностей эти сущности, правда, воспринимаются чувствами, но
оказываются неделимыми и в возможности и в действительности,

Превосходный анализ этой двоякой точки зрения дан в монографии Робэна.
содержащей одно из лучших исследований теории познания Аристотеля [см. 69. С.
44-46].

^У^--
S^^

Они неделимы по форме и могут быть только постигаемы умом как
не сводимые ни на что дальнейшее.

Такова первая точка зрения на определение. Но ею вопрос об
определении не исчерпывается. Согласно второй точке зрения
Аристотеля на определение неделимые простые сущности имеют
бытие не только как сущности в себе, но и как сущности для нас.
Простые сами по себе, они делимы, так как составляют предмет
мысли нашего не абсолютного, но конечного ума. Какой бы простой
ни была мыслимая сущность, мы можем мыслить ее только при
условии, если мыслим отношение ее к какой-то другой сущности:
если, например, мыслим ее как входящую в некий род, внутри
которого она выделяется при помощи определяющего ее вид раз-
личия. Поэтому невозможное в случае изолированной неделимой
индивидуальной сущности определение все же возможно и весьма
действенно в случае мышления посредством отношений. В этом
смысле сами категории - высшие и самые общие роды бытия:
субстанция, качество, количество, отношение, время, место и т.д.-
представляют собой простые природы и вместе общие роды всякого
мыслимого отношения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna