Предыдущая страница Следующая страница

7*                                                                     195

Вопрос о значении понятий для бытия и для знания стоял в
центре внимания также и Аристотеля. Разрабатывая эту проблему,
Аристотель стремится точно определить свою позицию по отноше-
нию к учению Платона об <идеях>. Подобно Платону, Аристотель
полагает, что посредством понятий познаются существенные, ко-
ренные и неизменные свойства бытия. Так же как и Платон,
Аристотель считает именно понятия средством познания сущест-
венных свойств предметов. Но, соглашаясь в этом с Платоном,
Аристотель самым решительным образом выступает против учения
Платона о безусловной самобытности понятий, иначе - против
учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Прин-
ципиальное возражение в нем вызывает платоновское противопо-
ставление понятий как единственно действительных сущностей
чувственному бытию. Аристотель указывает, что поводом для воз-
никновения теории <идей> было для Платона принятие им герак-
литовского учения о непрерывной изменчивости чувственных
вещей и стремление найти в противовес гераклитовскому потоку
вечно пребывающие предметы, которые в качестве таковых были бы
способны стать объектами знания. Аристотель отчетливо говорит,
что мнение относительно <идей> <получилось у высказывавших
[его] вследствие того, что они насчет истины [вещей] прониклись
гераклитовскими взглядами, согласно которым все чувственные
вещи находятся в постоянном течении: поэтому если знание и
разумная мысль будут иметь какой-нибудь предмет, то должны
существовать другие реальности, [устойчиво] пребывающие за пре-
делами чувственных: о вещах текучих - поясняет Аристотель, -
знания не бывает> [Мет. XIII, 4, 1078в 9-17]. Но Аристотель не
только указывает на генезис теории <идей>. В своих произведениях,
в том числе в 4-й и 5-й главах 13-й книги <Метафизики>, Аристотель
развивает критику учения Платона об идеях как о самобытных
сущностях, отделенных от мира чувственных вещей, а в ряде других
мест противопоставляет этому учению собственное учение об от-
ношении чувственных вещей к понятиям .

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna