Предыдущая страница Следующая страница

Поскольку указанное здесь различие между аристотелевским
силлогизмом и его пониманием в традиционной логике как вывода
не проводилось до самого последнего времени, прав был Я. Лука-
севич, когда говорил, что <и по сей день мы не имеем изложения
подлинной аристотелевской логики> [31. С. 60].

Форма силлогизма характеризуется числом переменных, их
расположением и, кроме того, так называемыми логическими кон-
стантами (постоянными). Две из них не представляют специфических
характеристик аристотелевской логики и входят как часть в более
широкую и более основную логическую систему. Это соединения,
выражаемые союзами <и> и <если>. Кроме них, имеется еще четыре
постоянных, специфически характерных для логической системы
Аристотеля. Это отношение между общими терминами: 1) <быть
присущим всякому>, 2) <не быть присущим ни одному>, 3) <быть
присущим некоторому> и 4) <не быть присущим некоторому>. В
схоластической логике эти отношения обозначались соответствен-
но латинскими символами A, Е, I и О. На этих четырех отношениях
при посредстве соединений <и> и <если> построена вся теория
силлогизма Аристотеля. Теория эта есть система истинных предло-
жений, или, согласно терминологии Лукасевича, <положений>,
касающихся констант А, Е, I, О [см. там же. С. 57].

Аристотелевская логика предполагает свое применение только
к общим терминам -вроде: <животное> или <млекопитающее>. Но
и эти термины собственно характеризуют не саму его логическую
систему, а лишь сферу ее применения.

Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основ-
ных вида (три <фигуры>), к которым могут быть сведены все

отдельные его <модусы>, т. е. случаи с их различиями в членах
конъюнкции, образующей антецедент, а не в консеквенте. Прин-
ципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма
на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве
субъекта или предиката посылок. <Мы узнаем фигуру, -говорит
он, -по положению среднего термина> [1. 1, 32, 47в 13]. Цель
силлогизма - обосновать отношение А к B. Для этого необходимо
найти нечто общее как для А, так и для B. Найти его возможно
тремя способами: 1) посредством утверждения А относительно C,
а C относительно B; 2) посредством утверждения C относительно
их обоих; 3) посредством утверждения А и B относительно C.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna