Предыдущая страница Следующая страница

ряда силлогизмов, опирается на два условия. Согласно первому
предполагают существование положений, которые не могут быть
выведены из других посылок. Согласно второму звенья, или эле-
менты, опосредствующие заключение и соединяющие исходные
высшие начала знания с конечным заключением, не могут идти в
бесконечность. Если бы это последнее условие не выполнялось, то
не были бы возможны ни доказательство, ни основывающаяся на
доказательствах наука.

Аристотель тщательно обосновывает тезис о недоказуемости

последних, высших посылок знания. Но если это так, то возникает
вопрос: существует ли способ убедиться в том, что эти посылки
истинны?

Исследуя этот вопрос, Аристотель различает два класса невы-
водимых, недоказуемых истин: 1) наиболее общие положения, или
начала; 2) начала, наиболее частные. Последние непосредственно
относятся к единичному бытию. Так как положения о единичном
даются восприятием, то восприятие, таким образом, рассматрива-
ется у Аристотеля как источник истины. Если бы в основе воспри-
ятия не коренились действительные факты, то само появление
восприятия было бы непостижимо.

Некоторые предшественники Аристотеля оспаривали достовер-
ность чувственного восприятия, и их возражения были известны
Аристотелю. В числе возражений были ссылки на возможность
иллюзий, обмана чувственных восприятий. Однако, по разъяснению
Аристотеля, в этом случае истинная причина обмана - не самые
чувства как таковые. Причина обмана - в нашем суждении о
воспринимаемом: суждение ошибочно относит к самому предмету
то, что лишь кажется ему принадлежащим.

Аристотель принимает и другие характеристики чувственного
восприятия, на основании которых делались возражения против
способности восприятия быть источником истинного знания. Так,
указывали; 1) что свойства, воспринимаемые посредством чувств,
противоположны, как, например, тепло и холод; 2) что эти проти-
воположные свойства воспринимаются только оттого, что воспри-
нимающий сам находится в некотором среднем состоянии, от
которого эти противоположные состояния отличаются; поэтому с
изменением состояния самого воспринимающего изменяются и его
восприятия; 3) что восприятия в силу всего указанного относитель-
ны. Аристотель принимает все эти указания. Но он полагает, что
ошибки, возникающие вследствие всех условий восприятия, исп-
равляются, или,по крайней мере, могут быть исправлены суммар-
ным опытом людей. Сверх того, восприятием обосновываются
некоторые общие положения. Как таковые они подлежат компетен-
ции уже не восприятия, а ума, но ум располагает способностью
исправлять и устранять проникшие в познание ошибки.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna