Предыдущая страница Следующая страница

Другая важная особенность качественных определений в том,
что им свойственно быть одновременно и отношениями. Одно белое
называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и
одно справедливое - более и менее справедливым, чем другое. Да
и само качество относительно в своей определенности: будучи
белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впро-
чем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем,
а только к значительному большинству качественных определений
[см. там же. 10в].

Аристотель заранее отклоняет возможный упрек в том, что,
поставив задачей говорить о качестве, он рассматривает вместе с
тем и отношения: возможность совмещения качеств и отношений
он считает вполне естественной: <...если бы даже одно и то же и
оказалось и отношением и качеством, то нисколько не было бы
странно причислять его к обоим [этим] родам> [там же. VIII, На].

Категория <отношение> есть также родовое понятие. Оно обни-
мает в себе четыре вида отношений. Это, во-первых, математиче-
ские отношения; во-вторых, отношения производящего (мастера)
к производимому (или к изделию); в-третьих, отношение меры к
измеряемому; в-четвертых, отношение познания к предмету позна-
ния. При этом отличие отношения познания к познаваемому от
отношения производящего к производимому -только в активно-
сти: в отношении производящего к производимому второй член
отношения (производимое) вполне пассивен; напротив, в отноше-
нии познания к предмету познания оба члена отношения активны -
действует не только познающий, но и предмет познания: воздейст-
вуя на познающего, он порождает в нем деятельность познания.

Математические отношения, а также отношения производящего
в производимому образуют первый класс отношений. В обоих
отношениях этого класса с исчезновением или уничтожением од-
ного члена отношения необходимо исчезает или уничтожается
также и другой.

..^^

Отношение меры к измеряемому, а также познания к предмету
познания дает второй класс отношений. Об обоих отношениях этого
класса уже нельзя сказать, что в них с уничтожением одного члена
отношения необходимо исчезает и другой: с исчезновением позна-
ния предмет познания вовсе не исчезает.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna