Предыдущая страница Следующая страница

По-видимому, Энесидему принадлежит формулировка первых
десяти так называемых <тропов>, т. е. <поворотов>, или аргументов,
направленных против всех суждений о реальности, которые осно-
вываются на непосредственных впечатлениях. Первый <троп> состо-
ит в указании на разнообразие существ, на различия в их
происхождении и в их телесном строении. В силу этих различий
одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые образы. Различия
в главнейших частях тела и особенно в тех, которые даны природой
для ощущения и суждения, могут производить сильную борьбу
представлений. Не могут, например, получать одинаковые осяза-
тельные впечатления и черепахообразные животные, и животные,
имеющие обнаженное мясо; и снабженные иглами, и оперенные,
и чешуйчатые. Приятное для одних кажется неприятным и даже
губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, при-
чиняют ему боль и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что
проглатывают их. Но если одни и те же предметы кажутся неоди-
наковыми в зависимости от различия между живыми существами,

которые их воспринимают, то мы можем говорить только о том,
каким нам кажется предмет, и должны воздерживаться от суждений
о том, каков он по своей природе. Второй <троп> основывается на
различиях между людьми. Даже признав, что суждения людей
достойны большего доверия, чем суждения неразумных животных,

должно признать, что телесные и моральные различия, несомненно
существующие между людьми, требуют и в этом случае воздержания
от суждений о природе самих вещей. Одна и та же пища, прини-
маемая различными людьми, оказывает на них различное действие.
В области психической главным доказательством всестороннего и
даже безграничного различия в мыслительных способностях людей
оказываются разногласия и споры, происходящие между филосо-
фами, как вообще о вещах, так и особенно о том, что следует
выбирать и что отклонять.

Третий <троп> основывается на различном -даже для одного
и того же человека - устройстве органов чувственного восприятия.
Есть люди, которые, соглашаясь с ненадежностью суждений других
лиц, считают предпочтительными и достоверными свои собствен-
ные суждения о вещах. Однако даже собственные впечатления,
происходящие от различных органов чувств, говорят различное об
одной и той же вещи. Так, картина живописца порождает впечат-
ление глубины и рельефа для глаза, но не для осязания, которому
она представляется плоской и гладкой. Мед, сладкий на вкус, может
быть неприятен своим видом и т. д. Поэтому даже собственные
наши впечатления дают нам право говорить не о том, какова по
своей природе каждая из воспринятых нами вещей, а лишь о том,
какой она в каждом отдельном случае нам кажется. Четвертый

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna