Предыдущая страница Следующая страница

<троп> исходит из различий в <распределении состояний>. Одни и
те же предметы воспринимаются по-разному - в зависимости от
бодрствования и сна, от возраста, от движения или покоя, от
ненависти или любви, от недоедания или сытости, от опьянения
или трезвости, от храбрости или трусости. В зависимости от
предшествующего состояния одно и то же вино кажется кислым
тому, кто перед тем поел фиников или фиг, и сладким тому, кто
ранее наелся орехов. Тепловатая передняя согревает тех, кто входит
в дом с улицы, и кажется холодной тому, кто замедлил бы шаг,
выходя через нее из дому. А так как каждый высказывающий
суждение по всем этим вопросам непременно должен находиться в
одном из этих или подобных состояний, то он сам необходимо будет
<частью> разногласия и отнюдь не надежным судьей по вопросу о
вне лежащих предметах. Кто предпочитает одно представление или
впечатление другому, должен представить доказательство, которое
оправдало бы оказанное предпочтение. Но такое доказательство
невозможно, так как оно предполагает правильный критерий, на
котором оно может быть обосновано; критерий же в свою очередь
нуждается в доказательстве для того, чтобы он мог почитаться
правильным критерием.

Впоследствии, классифицируя <тропы> ранних скептиков,
Секст Эмпирик объединил четыре <тропа> как аргументирующие
от субъекта суждения, ибо субъект этот есть либо животное, либо
человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей
обстановке.

Пятый <троп> исходит из зависимости суждений от положения,
от расстояния и места. И здесь предпочитающий одно суждение
другому не может обосновать это свое предпочтение, так как всякое
явление созерцается на известном расстоянии, в известной среде и
в известном положении, каждое из которых производит большие
перемены в представлениях. Так, одно и то же весло кажется
надломленным, если рассматривать его в воде, и кажется прямым,
если рассматривать его на суше.

Шестой <троп> указывает на зависимость суждений от <приме-
сей>: если из предметов, подлежащих суждению, ни один не вос-
принимается обособленно, сам по себе, а всегда лишь в соединении
с каким-нибудь другим, то даже при условии, если бы судящий мог
сказать, какова будет смесь, составленная из этих предметов, он не
будет вправе судить о том, каким окажется в <чистом> виде предмет,
входящий в эту смесь.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna